Так что же лучше – римский легион или македонская фаланга? Этот спор бесконечен, и пора внести в него свой вклад:)))!
Сначала определимся с понятиями. Легион – это совокупность подразделений, способных выполнять боевые задачи как вместе, так и по отдельности, в зависимости от обстоятельств. Манипулярная, а потом когортная тактика (похожа на коленвал в двигателе:)))) была гибкой и мобильной. Фаланга в широком смысле – тоже группа отдельных подразделений, таксисов. Это копейщики, они менее мобильны, фактическое движение – только вперед, повернуться-развернуться для них уже проблема.
Теперь, где эти боевые формации встречались. Это прежде всего война с Пирром – битвы при Гераклее (280 до н.э.), Аускуле (279) и Беневенте (275). Две последние можно не брать, потому что там у Пирра практически не осталось собственно фаланги. А по Беневенте и данных мало сохранилось.
Дальше, классика – битва при Киноскефалах (197 до н.э.) и при Магнезии (189). Последнюю можно тоже не учитывать, там хоть и была фаланга из 16 000, но, судя по всему, римляне с ней даже в боевой контакт не вступили. То ли расстреляли, то ли сразу обошли с флангов и тыла, а все войска поддержки уже разбежались.
Вот здесь ключевой момент – фаланга не могла и не должна была идти в атаку без поддержки других видов пехоты. И это не легкие пельтасты, лучники или тяжеловооруженные, а что-то промежуточное. У Александра такими были гипасписты, они прикрывали фалангу с флангов и, если требовалось, закрывали образовавшиеся промежутки между таксисами.
Подразделение гипаспистов – это и есть, осмелюсь утверждать, прообраз римской когорты. У Пирра при Гераклее они тоже были, потом из-за потерь их почти не осталось. И в итоге Пирр так и не был побежден, он был вынужден уйти, так как у него «закончилась армия».
Перейдем к Киноскефалам, которые, как утверждают, окончательно определили превосходство легиона. Как известно, там левый фланг римлян был потеснен и фактически разгромлен наступающими фалангитами. А на правом из-за нерасторопности или предательства македонского военачальника Никанора фаланга замешкалась и не успела построиться в боевой порядок. Сначала ее смяли 20 римских слонов, затем атака пехоты, часть которой развернулась налево и ударила правому флангу македонцев в тыл.
Это сражение – конкретный случай, по которому нельзя судить о превосходстве легиона. Дело в том, что прошло время эллинистических государств, армий и их тактики. Они уже не имели средств и пассионарных сил (извините, если кому-то Гумилев не нравится:)), и там не смогли появиться полководцы уровня Александра и Пирра.
Почему-то уверен, чисто теоретически, если бы встретились римская армия и армия Александра, каждая на пике своей силы, римляне были бы разгромлены.