О чем: про племя, которое не имело контактов со внешним миром более 10 тысяч лет; про Последнюю крепость сатаны, на пороге которой пигмеи-охранники сделали на днях святым м великомучеником своего крестителя; про андаманских дикарей, которые еще в Шерлока Холмса плевали отравленными шипами
Главная проблема настоящего путешественника в том, что аутентичных, фактических и окончательных дикарей – дикарей, тэксэть, диких, – на планете, в общем-то, и не осталось. Помню, на базарчике в Вамене (о. Новая Гвинея) тамошний папуас, неприкрыто вожделея индонезийские рупии из моего кошелька, продавал головной убор туземного вождя – перья райской птицы, кабаньи клыки, все дела – и клялся, что в точности такие же «чиф’c кэпс» носили у них в племени еще лет пятьсот тому.
Я бы и поверил, наверное, но тиаре этой служил основой кусок автомобильной камеры с «мэйд ин чайна» посередке – а увидев подобное, ощущаешь ровно то же, что и углядев в Ангкорвате свежую штукатурку между кирпичами (обычное дело, между прочим): от первопроходческого кайфа не остается следа – «впечатления имеешь, но безо всякого удовольствия». И просто шкурой чувствуешь: сломалось что-то в этой вашей Папуасии (ну, или Ангкорвате)
А, между прочим, есть на Земле только одно такое место – патентовано дикое и нетоптаное никем, кроме аборигенов уже 10 тысяч лет: называется оно Северный Сентинельский остров.
Располагается, кстати, на расстоянии пешей досягаемости от обжитых и сравнительно цивилизованных мест: ну, это для Христа – в пешей досягаемости, а для человека, не окончательно изможденного офисным трудом – на расстоянии трехчасового заплыва. И является этот остров «Последней крепостью Сатаны» на планете Земля – в этом убедился на своей шкуре пару дней тому один великомученик (они, кстати, есть вообще у протестантов?)
Попасть на Северный Сентинел законным образом невозможно. На соседние Андаманские острова – да, легко, хотя и купив предварительно тур, поскольку тут крупная военная база, а в таких местах власти неорганизованного туриста категорически не переваривают. Я собрался было туда из Калькутты, но передумал: а смысл? На Южном Андамане живет, вроде, более-менее первобытное племя джарава, но у индийских властей и всяких там общественников по отношению к этим дикарям совершенно непредсказуемо пробуждаются отеческие чувства.
Этих негритосов (вполне академический, если что, термин) пытались сперва одарить жратвой и яркими пластмассовыми игрушками, отправить малых и старых в школы и богадельни соответственно – так было в период установления теплых и дружеских отношений, до 2010-го, примерно. Затем троглодитов попытались оградить ото всех и не дать никому постороннему их даже взглядом коснуться, чтобы избежать любого риска заражения инфекциями Большого Мира – так действуют сейчас.
Как раз, когда я раздумывал – ехать ли на Андаман? – там начали строить хайвей по всем трем островам, как раз через земли бедняг-дикарей. Туристов там сразу принялись возить в прошлое человечества со всеми удобствами: тормозили посреди джунглей на обочине свежеуложенной бетонки и начинали приманивать джарава.
Они и приходили: падкость на дармовщинку оказалась фундаментальным свойством человеческой натуры, даже у троглодитов она есть. Индийское начальство немедленно попыталось такие пакости пресечь: если дикарей приручить – они перестанут кормиться сами. Они и перестали, в общем – джарава принялись тырить имущество и пищу из домов цивилизованных андаманцев.
Суды, штрафы, аресты за нарушение запретов на контакты – у случайного туриста появились реальные шансы попасть под вразумление этими методами. Это непреложный факт: когда у начальства возникает попечительский о ком-то зуд – лучше рядом не стоять, а то, упаси господь, может случится принудительно присесть. В общем, на Андаманы я не поехал.
Но джарава – это уже дикость, помещенная в зоопарк. Однако у прибывшего на Андаманы есть возможность побывать если не в, то рядом с Крепостью Сатаны. В конце ноября на южный остров архипелага прибыл некий проповедник Джон Аллен Чо и затеял крестить даже не джарава, а, страшно сказать, сентинельцев.
Нам остался его дневник и интервью баптистскому сайту: героический прист сообщал, что Северный Сентинельский остров, который находится в 30 км от Андаманов – это место, где обосновался Враг рода человеческого. Крестом и молитвой американец решил загнать нечистого обратно в преисподнюю – на полном серьезе, между прочим. Мистер Чо нанял на Южном Андамане за 3,5 сотни баксов рыбаков, которые доставили его к запретному для всех острову Сетинелу.
Американец хотел высадится с баркаса на берег, но там появились лютые негритосы, потрясающие копьями и креститель счел за благо вернуться на лодку к цивилизованным рыбарям. Ночь провел у них в душевных метаниях, исписал ворох страниц своего дневника и отправился-таки снова к дикарям – мессия не может повернуть вспять.
Рыбаки сообщают, что негритосы-шейк-спиры тут же искололи святителя копьями, отволокли чуть в сторону и прикопали в береговом песочке. Вот уже неделю «Госдепартамент США находится в постоянном контакте с администрацией Андаманских островов в целях возвращения тела покойного на родину».
Его священство мистер Чо был безумен и героичен – безумно героичен, то есть: он-то наверняка знал историю Северного Сентинела. Известен остров давно, чуть не с античности, но никто его не так и не колонизовал.
Когда там в XIX веке дикари англичанина порезали – британские моряки устроили на остров карательную экспедицию. В 40-е XX века дикарей бомбили японцы – некогда и лень им было устраивать поход в джунгли, чтобы отомстить за своего убиенного солдата. Потом на сентинельцев махнули рукой – кому они нужны? При появлении корабля или лодки дикари гурьбой валили на берег и засыпали приезжих стрелами.
Очень обижался «Нэшнл Джиогрэфик», когда их режиссера, прибывшего на Северный Сентинел, ткнули копьем при высадке: «Мы их увековечить хотели, а они, сволочи…». В 70-е на берег острова выбросило гонконгский корабль: потерпевшие крушение неделю отстреливались, пока дожидались спасения – этим и уберглись. Парой лет позднее двое рыбаков спасения не дождались. Трупы пришлось эвакуировать вертолетом – ну, так и геликоптеру еще от стрел досталось.
Здесь собрано всё видео, которое имеет отношение к сентинельцам - рассказ о том же, но иллюстрированный
Короче, к настоящему моменту племя Северного Сетинела – единственное на планете, которое располагает собственным, нетоптаным посторонними островом: у южноамериканских индейцев, в лучшем случае, есть свой клочок джунглей, который отжимают, заставляя переселяться, лесорубы.
Так вот, сентинельцы (и джарвасы – их родственники) считаются едва ли не самым загадочным народом планеты.
По фенотипу и генетике (образцы крови были взяты в больнице 10 лет тому у мальчишки-джарваса, которому починили перебитые ножки и он опять побежал по дорожке) эти люди – натуральные пигмеи и бушмены. Они также носители генетического «маркера 174» - а такой есть только у народов, которые избежали неолитической аграрной революции и связанного с нею демографического взрыва. Короче, сентинельцы (в расовом смысле - «негритос»: этот термин используется в английском даже в эпоху торжествующей толерантности) прибыли на Андаманы не ранее, чем 8 тысяч лет тому назад прямиком с юга Африки.
Чтоб вам понять: это даже по прямой 8000 км, а по кривой, которую рисуют антропологи, мимо Аравийского полуострова – все 12 тысяч. Ученые, правда, говорят про «торговые ветра» - они полгода веют с запада на восток, и полгода – с востока на запад.
Если отдать себя на их волю, вроде бы, «торговые ветра» сами вынесут вас из Ю. Африки к Андаманам: но вы представляете себе небольшой народец или хотя бы просто пигмейских Адама с Евой, которые плюхаются в долбленку и полгода дрейфуют в открытом море? И после этого остаются живы и фертильны? Я представляю не очень. Ну, ладно: и вот они расселились по Андаманам и перебрались на берега Бенгальского залива (еще сотни км по морю).
Здесь черные коротышки смешались с арийцами – и потому, считают антропологи, прибрежные индийцы стали темнокожими и субтильными. Тоже натяжка: малочисленные, вооруженные палеолитической амуницией против неолитической – кого там негритосы могли покорить или снасильничать? Но, в любом случае, сентинельцы, получается – это клочок цивилизации, который история вырвала из самой себя и забросила на окраину мира 10 тысяч лет тому назад. Язык, оружие, обычаи – всё там точно такое, каким было в Африке до всех исходов.
Представляете? Этих сентинельцев сейчас человек 200. Они кажут XXI-му столетию факи, трясут копьями, шарашат по приезжим из луков: так огрызается пещерный человек, племяш праматери нашей Люси – «Да отстаньте вы от меня со своим прогрессом! Дайте помереть по заветам отцов-троглодитов!»