Обычно под крестовыми походами понимают боевые походы европейцев-христиан в Палестину. Место, где родился, вырос, проповедовал своё учение и принял мученическую смерть на кресте (а заодно и воскрес) Иисус Христос – основатель христианства. Палестину к тому времени захватили арабы, исповедовавшие ислам (мусульманство). Поэтому крестовые походы часто трактуют как противостояние между христианством и мусульманством.
Но был в истории Средних веков ещё один поход против мусульман в Палестину. Который совершили не европейцы, а... монголо-татары, до этого уже успевшие покорить огромные территории в Европе и Азии. Большинство монголо-татарского войска составляли представители монголоидной расы, имеющие желтоватый оттенок кожи. Именно поэтому это вооружённое столкновение с лёгкой руки нашего учёного Льва Гумилёва вошло в историю как «Жёлтый крестовый поход»...
Итак, в 1253 году, на очередном «политическом съезде монголо-татарской народно-демократической партии», то есть на курултае, было принято решение присоединить к империи государства, находящиеся под контролем Каира, Дамаска, Багдада и Иерусалима. Все они в то время подчинялись мусульманским владыкам. Конечной целью было провозглашено «омыть сапоги» доблестных монгольских воинов в водах Средиземного моря, то есть в Палестине.
Верховный монгольский хан Мунке направил для этого в поход войско под предводительством своего брата Хулагу.
И вот здесь нужно сделать отступление, достаточно важное для понимания дальнейших событий. В то время монголы достаточно терпимо относились к вероисповеданию покорённых ими народов.
Сам Хулагу был язычником. А вот его жена была христианкой и, естественно, покровительствовала своим единоверцам. Более того, правой рукой хана Хулагу был, опять же христианин, Китбуга-нойон.
Это может показаться странным, но, если верить историкам, в монгольской империи царил какой-то «религиозный беспредел». Монголо-татары проявляли уважение к любой религии. Чингисхан в своей «Книге Запретов» («Яссе») требовал этого от всех своих подданных. При дворе ханов свои религиозные обряды отправляли и мусульмане, и иудеи, и буддисты, и язычники.
Но особенно большое влияние имели христиане несторианского толка. Несторианство исповедовали многие монгольские племена. Несторианками были супруги многих монгольских правителей. Сартак – сын хана Батыя – тоже был несторианином. Позднее в Сарае – столице Золотой Орды – была организована епархия Русской православной церкви...
Но я всё-же отвлекусь.
Итак, в 1256 г. огромная армия Хулагу-хана переправилась через Амударью и вступила на территорию современного Ирана. Союзниками монголов стали армянский царь Хетум и его зять Боэмунд – князь Антиохии. Оба правителя, кстати, тоже христиане...
К февралю 1258 г. монгольская армия разгромила войска Багдадского халифата. Почти неделю монголы и их союзники грабили столицу, устроив беспощадную резню. Христиан, правда, щадили – был строгий приказ хана Хулагу (его супруга, как вы помните, была христианкой). Более того, по просьбе своей жены Хулагу-хан передал местному христианскому патриарху в качестве резиденции дворец багдадского халифа. Ну а самого халифа завернули в ковёр и положили на землю. А потом по этому месту прошлась конница завоевателей...
К 1259 г. монголы покорили и Сирию. Фактически весь Ближний Восток находился под их властью. Но в этом же году умер верховный монгольский хан Мунке. И руководитель похода, Хулагу-хан, отправился в далёкий монгольский Карокарум на выборы нового верховного правителя. Во главе монгольского войска встал его ближайший соратник Китбуга-нойон. В завоёванной Сирии оставалось всего лишь около 15 тысяч монгольского войска (вместе с союзниками).
Впереди у монгольских полчищ оставалась последняя цель – Палестина. В то время она входила в состав Мамлюкского султаната со столицей в египетском Каире.
Почему Мамлюкского? Да потому, что правили им так называемые мамлюки. Напомню, мамлюки (дословный перевод с арабского – «принадлежащие», то есть, по-сути, рабы) – это бывшие пленники, купленные на работорговческом рынке.
Обычно ими были мальчики лет около десяти, которых мусульманские правители ещё на этом самом рынке отбирали у семьи и забирали к себе. Далее следовало обращение в ислам и очень серьёзное обучение воинскому искусству. Возмужав, они становились очень достойными воинами. Не помня ни родины, ни своих родителей, они служили своему хозяину верой и правдой.
Мамлюки составляли основу египетских войск. У каждого египетского султана (и подчинённых ему эмиров) был свой личный корпус мамлюков. Особенно ценил их султан ас-Салих Айюб. Его личные гвардейцы из мамлюков именовались бахритами.
Именно во время правления султана ас-Салих Айюба состоялся 7-й крестовый поход в Египет во главе с французским королём Людовиком IX. Войско султана (костяк которого составляли мамлюки-бахриты) наголову разбило крестоносцев. Людовик IX был захвачен в плен (за его освобождение была выплачена огромная сумма).
Но в ноябре 1249 г. султан ас-Салих Айюб внезапно умирает. Власть в стране переходит к его сыну Туран-шаху. Он начинает расставлять на ключевые (и денежные) посты в государстве своих людей. Это очень не понравилось мамлюкам-бахритам, и они подняли мятеж. В результате Туран-шах был убит. Власть в стране фактически перешла к мамлюкам. Очень скоро все египетские султаны будут избираться именно из их среды. Ко времени вторжения монголов мамлюкским султаном был Кутуз-аль-Малик.
Перед тем, как отправиться в Каракорум, Хулагу-хан отправил аль-Малику послов с ультиматумом:
«Великий господь избрал Чингиз-хана и его род. И все страны на земле разом пожаловал нам. Каждый, кто отвернётся от повиновения нам, перестанет существовать вместе с жёнами, детьми, родичами, рабами и городами. Так что, если ты покорен нашему величеству, то пришли дань, явись сам и проси к себе воеводу, а не то готовься к войне».
Султан Кутуз приказал казнить послов. По монгольским понятиям, такое деяние является серьёзным преступлением, расплачиваться за которое должны все подданные султана. Вооружённое столкновение стало неизбежным...
3 сентября 1260 года у источника Айн-Джалут (территория современного Израиля) состоялось генеральное сражение. Войско мамлюков по численности превосходило монгольское, но в сражение ринулась сначала именно монгольская конница. Какое-то время трудно было сказать – кто же победит в этой схватке. Исход сражения решился, когда неожиданно дезертировал с поля боя отряд сирийцев, до того сражавшихся на стороне монголов.
Бейбарс, главный помощник султана Кутуза, сумел завлечь крупный отряд монголов под командованием самого Китбуги-нойона в засаду. Монголы были перебиты, Китбуга-нойон попал в плен, а затем казнён. Остатки монгольских войск бежали.
Так закончился «Жёлтый крестовый поход». Монгольское войско потерпело сокрушительное поражение, а Сирия оказалась под властью мусльман-мамлюков. И те принялись методично истреблять христиан...
Но мамлюкский султан Кутуз-аль-Малик недолго наслаждался победой. Уже через месяц после битвы при Айн-Джалут, против него созрел заговор. Его вдохновителем был никто иной, как Бейбарс – ближайший помощник султана.
Возвращаясь домой в Каир, султан решил ненадолго остановиться, чтобы поохотиться. Этим и воспользовались заговорщики. Отъехав подальше от лагеря, они просто изрубили Кутуза на куски. Бейбарс был провозглашён новым правителем мамлюков. Получилось, что на войну с монголами из Каира выехал один султан, а вернулся – другой...
Бейбарс управлял мамлюкским Египтом ещё 17 лет. В 1277 г. он скончался. По одной из версий, случилось следующее. Желая умертвить сирийского правителя, султан во время пира подал тому кубок с отравленным вином. Но сириец почувствовал опасность, и когда Бейбарс отвернулся, незаметно поменял кубки местами. В итоге Бейбарс выпил отравленное вино сам, и через две недели умер в страшных муках. Султаном Египта стал его сын Саид Берке.
Потомки Бейбарса и Саид Берке ещё долго правили Египтом и Палестиной. И не раз отражали вторжение монгольских войск. Конец их могуществу положило лишь возвышение в XVI веке Османской империи (современной Турции). В 1517 г. османы разгромили мамлюков и присоединили их владения к своей державе.
А в 1811 г. османский правитель Мухаммед Али пригласил к себе во дворец на ужин около 600 человек из мамлюкской знати. А потом приказал своей страже перебить их. От мамлюкской династии не осталось никого...
(Я лучше буду ужинать в столовой...)
Но это, как говорится, уже совсем другая история...
.....................................
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
● Как благородство сделало наполеоновского маршала шведским королём
● Как адмирал Нельсон опозорил честь Британского флота
Все изображения по теме статьи взяты из: https://yandex.ru/images/
........................................