Найти тему
Ева Горобец

Повтор нарратива в фильме И.Вырыпаева “Танец Дели”

Почему режиссеры прибегают к такому редкому приему как повторение нарратива? Какая цель у сменяющих друг друга одинаковых сцен? На что хочет обратить внимание зрителя автор? В каких-то случаях этот прием играет роль припоминания, к других - это повод для переосмысления уже знакомой ситуации, в третьих - автор вносит новые детали, которые меняют линию повествования. Но объединяет все эти случаи то, что зритель меняет свое отношение к происходящему и иначе оценивает показанную ему ситуацию.

Интересно рассмотреть использование повтора в фильме Ивана Вырыпаева “Танец Дели”. «Танец Дели» — это семь эпизодов (короткометражных фильмов) о танцовщице Кате, придумавшей потрясающий танец, который она назвала «Танец Дели». Их действия происходят в одном и том же месте, в городской больнице, где герои встречаются, любят, переживают смерть своих близких и заново раскрывают свою природу. В фильме принимают участие только пять актеров: в некоторых эпизодах задействован каждый из них, в остальных же режиссер вводит троих или четверых из них. В четвертом и шестом эпизодах Вырыпаев убирает даже главную героиню - саму танцовщицу. Если во всех 7 эпизодах меняется состав актеров, то что может указывать на явный повтор нарратива?

Во-первых, это локация - скамейка в больничном коридоре. Общие планы всех повторов идентичны друг другу - камера не меняет ракурс.

Во-вторых, текст или речь героев: в каждой сцене есть фразы, которые повторяются из эпизода в эпизод. Вырыпаева, как драматурга и сценариста, выделяет особенный темпоритм - определенная закономерность в скорости и подачи текста героями (другой яркий образец этого темпоритма - фильм “Кислород”).

В-третьих, сам сюжет. Каждый раз в фильм вводится фраза о том, что кто-то умер - мама Кати, Вера (подруга Кати), Оксана (жена Андрея), сама Катя. И в повторяющихся сценах всегда происходит обсуждение некоего таинственного танца - танца Дели. С некоторыми оговорками, можно сказать, что главные герои фильма - это не живые персонажи, а образы, о которых разговаривают актеры - образ смерти и танец.

-2

Следовательно, эти “главные герои” и получают развитие на протяжении всего фильма, изменяя отношение живых образов к ним. Первый эпизод показывает саму Катю, автора танца Дели, и через новость о смерти ее матери через слова Веры раскрывает ее реакцию и мысли об этом. Но трагизм ситуации размывается на фоне романтических отношений между Катей и Андреем. Второй эпизод действенно идентичен предыдущему, но романтика сменяется на горечь от неразделенной любви Кати. И вследствии этого меняется ее реакция на новость о смерть матери. В третий эпизод Вырыпаев вводит в активное действие мать Кати через их диалог о жизни и танце, в котором вскрывается конфликт их взаимоотношений. В нарративе же образ смерти появляется через новость о самоубийстве жены Андрея.

Четвертый эпизод - центральный во всем фильме - отличается тем, что режиссер “убивает” главного действующего героя - Катю. Поэтому все его повествование происходит через слова близких - Андрея, Веры - о ней, ее танце и смерти. Пятая часть - единственная, где отсутствует смерть как часть действия: попытка самоубийства Оксаны оказалась неудачной, и она осталась жива. Главным и единственным диалогом становится разговор Андрея и Кати об их отношениях и о том, почему Оксана решила убить себя.

Предпоследний эпизод опять проходит через новость о смерти Кати, но, в отличии от четвертого, здесь впервые раскрывается образ медсестры. На протяжении остальных частей ее роль была второстепенной и ограничивалась несколькими фразами. Сейчас она “получает” большой монолог о своей жизни, где объясняет свои поступки и высказывает свое отношение к смерти. Седьмая часть - это диалог Кати и ее матери, в котором их конфликт получает разрешение. Эта своеобразная исповедь начинается с новости о смерти Веры два года назад, что стало поводом для размышлений героев о жизни, о танце и о любви.

-3

Итак, какую цель преследует Иван Вырыпаев, проводя семь раз одну и ту же сцену? Немного изменяя исходные данные, он раскрывает характеры реальных персонажей, развивает их взаимоотношения и каждый раз расширяет понимание зрителя основных категорий - “главных героев” - смерти и танца Дели.