Найти в Дзене
Мир в экономике

Что такое малый бизнес?

Когда мы говорим "малый бизнес", что мы представляем? Семейный ресторанчик, цветочный магазин, продуктовый магазин, в котором всё дороже, чем в сетевых, но как то они выживают... ?!

Варианты, которые я предложил выше, - "предприятия уровня жизни" (life-style company). Я снова буду про опыт США рассказывать. Тем более, в предпринимательстве - это законодатели мод уже 200 лет. (по моему мнению) Втайне, я бы тоже хотел, что бы в основе экономики России, её главным богатством стал человеческий капитал...

когда фотографировал, думал о малом бизнесе. серьезно :)
когда фотографировал, думал о малом бизнесе. серьезно :)

Так, стоп, я так легко написал "предпринимательство", а ведь это ключевой момент. В США малый бизнес не всегда является предпринимательством. Я уже упомянул компании life-style (в США к ним относится более 90% всего малого бизнеса), часто и там и у нас представленные франчайзингом. Здесь предприниматель вкладывает капитал в дело, которое позволит достойно жить ему, его семье. Это история больше про стабильный доход, чем про риск и создание нового. Но я скажу: такой человек молодец, особенно в реалиях России; спасибо ему.

Предпринимательские фирмы- здесь сложнее - в США это дело, нацеленное на поиск и использование нового, быстрый рост, захват рынка. Всё это связано с риском и с перспективой. Часто, рядовые сотрудники таких фирм сами нацелены на рост и карьеру больше, чем на стабильный доход сегодня.

Итак, теперь мы видим чёткую границу между "малым предприятием" и "предпринимательством". Для общества, важны и те и другие. Первые - рабочие места, стабильность и эффективность, второй - прогресс, инвестиции в науку, инновации...

Впрочем, в смысле инноваций и первая модель не так проста. Возможно, один из форматов новых закусочных станет лучшим в своем городе и опыт начнет распространятся на всю страну. Вдруг, обычное семейное кафе вырастет до сети и будет распространятся по миру, продавая франшизу? Да, именно такие компании имеют бренд, опыт, уникальные "методы". Они и могут называться Франшизой.

Ещё раз: экономике сильной страны нужен малый бизнес. Это не панацея от всех бед; это возможность людей предпринимать - естественное желание разумного существа. Экономике нужны малые предприятия, поскольку они эффективны и лучше приспосабливаются, им легче внедрять новое в свои бизнес-модели. Инновации - это поиск и риск. В гос. компаниях по-определению не могут решаться эти задачи: другая мотивация у менеджмента и их главный риск - лишиться бонусов и места. Только у настоящих предпринимателей есть желание искать, рисковать, действовать.

Николай Помещенко 12.2018

«Мир в экономике» есть в телеграмм: https://t.me/Pomeschenko