«Кто рассказывает истории, тот правит миром» — это поговорка древних индейцев. До сих пор она не теряет свою актуальность. Аннет Симмонс, профессиональный рассказчик, консультант по коммуникациям и глава консалтинговой компании Group Process Consulting, учит людей рассказывать свои истории.
В этой статье мы даём саммари книги «Сторителлинг. Как использовать силу историй». Книга поможет тем, кто часто выступает и хочет оживить свои выступления, и тем, кто хочет научиться силе убеждения через искреннюю историю.
Аннет полагает, что настоящее влияние оказывают те, в кого люди могут поверить. Если поделиться своей историей и заразить ей окружающих, они превратятся в союзников: ваша история станет для них такой же личной, и её будут пересказывать.
Хороший сторителлинг — это искусство убеждать других даже в том, что изначально им не близко: личный опыт, вложенный в историю, обретает значение для слушателя. Сторителлинг помогает слушателю воспринимать факты так, чтобы сложить их в общую картину. Это делает мир более простым, а эффект куда более весомым, чем от прямых советов.
Истории, призванные влиять, автор делит на шесть типов:
1. Истории типа «Кто я»
2. Истории, объясняющие «Зачем я здесь»
3. Истории о «видении»
4. Поучительные истории
5. Истории, демонстрирующие «Ценности в действии»
6. Истории, говорящие о том, что «Я знаю, о чем вы думаете»
На каждый из этих типов в книге есть свой яркий пример и несколько советов по тому, как составлять подобные рассказы.
Чтобы рассказывать историю, мало составить захватывающий сюжет. Рассказчик подключает мимику, жесты, голос — это делает историю живой. Если уместно, в неё можно добавить конкретные детали, сфокусироваться на них чуть больше, чем следует. Эмоциональное воздействие, компонент «как рассказывать» значит столько же, что и компонент «что рассказывать».
В истории должна быть цель, направленная на реальные действия, и из неё можно извлечь ценность. Истории помогают бренду или публичному лицу, да и просто «тому парню со сцены», встать на сторону аудитории и разделить общие интересы.
Людям легче поверить, а рассказчику легче приблизить их к себе.
На любое повествование кроме положительной реакции, может быть негативный отклик. Он выражается в одном из шести состояний: цинизме, обиде, зависти, безнадежности, апатии и жадности. Чтобы обойти этот барьер, также используются истории: нужно или рассказать что-то с учетом этой защитной реакции, или вступить в диалог и выслушать историю другой стороны.
Например, Аннет приводит пример Скипа — мультимиллионера, которому немногим за 30 лет и который только что купил контрольный пакет акций компании. На первом совете директоров его встретили взгляды, которые так и говорили: «Мы знаем, что ты глупый и заносчивый». Скипу же надо рассказать: «Мне можно доверять». Он не говорит это прямым текстом, он рассказывает историю о том, как в двадцать лет работал инженером, был заносчив и не думал, что может делать ошибки. Одним утром простой рабочий разбудил его звонком и спросил, всё ли верно в чертежах. Скип злился и игнорировал все звонки, пока ему не позвонил лично президент компании. Изучая чертёж, инженер увидел, что совершил ошибку: он перепутал лево и право на схеме, потому что сам левша. Так Скип научился слушать других и исправлять свои ошибки. На встрече совета директоров участники сами пришли к такому выводу о характере Скипа после его рассказа.
Если история достаточно хороша, то люди по собственной воле придут к выводу, что вам и вашим словам можно доверять.
Но есть несколько моментов, которые испортят любую историю:
- высокомерие. «С кем бы вы ни говорили – с заводскими рабочими, бездомными или с элитой, если вы будете общаться с ними как с существами менее одаренными и просвещенными, чем вы, то никогда не сможете на них влиять».
- скука. Рассказывайте то, что интересно людям и вам, не забывайте про приёмы выразительности и привлечение внимания.
- негативные эмоции. Даже мощная история провалится, если перегнуть палку с негативом, например, в каждой грустной истории должно быть облегчение и надежда.
Хорошему рассказчику нужно особое мышление, чтобы удачно описывать ситуации и проблемы через истории. История заведомо субъективна, но именно это притягивает людей и может влиять на них.
Вторая часть книги подробно описывает приёмы, которые делают из истории что-то стоящее: жесты, чувственная информация, паузы, интонации, акценты, установление связи... Вплоть до того, как не придумать, а найти свою коронную историю, которая будет работать.