5 декабря аукционный дом Sotheby’s проведет вечер торгов современным искусством. Один из топ-лотов — картина Тома Вессельмана из его знаменитой серии «великих обнаженных». Художника называли последним столпом американского поп-арта, при этом известен он меньше, чем Энди Уорхол или Рой Лихтенштейн. Исправляем несправедливость и рассказываем, как мальчик с «ужасающе заурядным» детством вывел формулу «красоты по-американски».
— Когда говорят о поп-арте, сразу называют имена Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна.
Но первыми все же были не они, а Том Вессельман. Его первая персональная выставка состоялась в нью-йоркской галерее Tanager в 1961 году и стала громкой манифестацией нового художественного направления. Его представители «поделили» поп-арт на сферы влияния. Если Уорхол сосредоточился на знаменитостях, а Олденбург — на товарах всеобщего потребления, то Вессельман принялся за художественную переработку так называемых «пинапов» — плакатов с изображениями полуобнаженных девушек, которые прикалывали на стену.
— Сам Том Вессельман рассказывал, что в детстве искусство совершенно не интересовало его.
Да и вообще свои юные годы, прошедшие в Цинциннати, он называл «ужасающе заурядными». Рисовать Вессельман начал в Северной Корее, куда отправился после призыва в армию. Он решил стать карикатуристом, но, вернувшись обратно в США, познакомился с творчеством Виллема де Кунинга. Его серия «Женщины» оказала серьезное влияние на Вессельмана, и с середины 1960-х годов он начал писать своих «Великих американских обнаженных».
— Еще одним художником, вдохновлявшим Тома Вессельмана, был Анри Матисс.
И у того и у другого работы в стиле «ню» не были в первую очередь нацелены на передачу сексуальности. Через стереотипы о женской привлекательности Вессельман иронично показывал эмансипированную американку. Художник лишал героинь индивидуальности. Зато вывел классическую формулу «красоты по-американски»: загорелое тело, но с бледной полоской по линии бикини (ведь дом красавицы должен быть непременно с бассейном), светлые волосы, белозубая улыбка, красная помада.
— Своих «великих американских обнаженных» Том Вессельман не писал с реальных моделей.
Образы он брал с рекламных плакатов и постеров. Единственной женщиной, которая позировала ему, была жена художника Клер Селли. Они познакомились в 1957 году в Школе искусств и архитектуры Купер-Юнион в Нью-Йорке, а в 1963-м поженились.
В своей автобиографии Вессельман признавался, что вдохновение приходило к нему во сне. Ему снились красный, белый и синий — цвета американского флага, которые в ранних работах были единственными тонами его палитры. В них он и писал Клер Селли.
— Героини картин Вессельмана нередко изображены в ванной комнате.
Ее он превратил в своего рода культовое место американок, помешанных на гигиене и чистоте. В свои работы художник стал вводить реальные предметы: полотенцесушитель, телефон и прочие товары повседневного обихода, которые сочетались с плоскостным изображением женского тела. Все это было иронией по отношению к тому потребительскому раю, для которого Вессельман «вывел» соответствующую женскую породу.
— В 70-80-х годах Том Вессельман работал над натюрмортами.
Он изображал самые растиражированные образы массовой индустрии: коробки пива, радиоприемники, бутылки из-под газировки, сигаретные пачки. Начиная с 1983 года, художник стал работать по металлу, вырезая объекты лазерным лучом.
Кстати, сам Вессельман отмечал: «Я не люблю ярлыки вообще, и в частности такое определение, как «поп-арт». Потому что при этом акцент делается на материалах, которые используются для создания работ. Думаете моя работа имеет что-то общее с капитализмом, так как я использую его реальные атрибуты? Отнюдь, мне важно освещение мира во всей его полноте».
— Том Вессельман скончался в 2004 году после неудачной операции на сердце.
Сегодня его работы выставляются на торги с высокими эстимейтами. В 2011 году на Christie’s «Великая обнаженная #21» ушла с молотка за $3,3 млн. 5 декабря на аукционе Sotheby’s будет продаваться полотно «Long Delayed Nude».
Его художник начал писать в 1967 году, а закончил через восемь лет. Стартовая цена — €1—1,5 млн.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе, Лабиринте или Озоне.