Найти тему

Всем привет, я религиовед.

Они не бегут к обедне при первых звуках колоколов, они работают по субботам, не смотря на шабат, они не держат пост в рамадан, но они знают о религиях всё. На просторах СПбГУ мы отыскали двух религиоведов Екатерину и Александра, которые с присущей им философской иронией и скептицизмом рассказали нам о разнице религиоведения и теологии, о важности, изучаемой ими науки, и, конечно же, ответили на вопрос о любимой религии и молитве.

— Расскажите, пожалуйста, о себе. Откуда вы, что любите, чем увлекаетесь?

Саша: Меня зовут Саша, я из Петербурга. Я очень люблю музыку, играю на органе. Но, по-моему, это все не очень интересно.

Катя: Меня зовут Катя, я из прекрасного города Тула. Мне с самого детства были интересны мифы, но в школе я вообще ничем не увлекалась, только играла в компуктер, смотрела сериальчики. Но когда пришло время сдавать ЕГЭ, я подумала, что ничего лучше чем то, что мне нравилось в детстве, у меня не получится, и так я оказалась на кафедре религиоведения. Поэтому сейчас мое главное увлечение — изучать разные мировые и не мировые, национальные и региональные религии.

Саша: У меня же все братья окончили СПбГУ, мне было бы глупо не пойти туда, и поэтому я поступил на религиоведение. Никаких отсылок к детству. Конечно, можно сказать, что в три года меня пытались распять и после этого я решил изучать религию, но на самом деле все очень просто.

— Редко кто слышал о такой специальности как религиовед, а тем более о кафедре религиоведения. Можете рассказать немного о вашей кафедре?

Саша: Наша кафедра называется «Философия религии и религиоведения». К чему все эти прелюдии (с иронией), будем честны, это самая лучшая кафедра во всем Университете. Здесь невероятно интересно. У меня замечательная тема курсовой работы, я буквально живу в ней, как бы странно это не звучало.

Катя: Наша кафедра — это, прежде всего, очень высококвалифицированные специалисты. У нас есть и библиисты, и философы религии, и антропологи, и феноменологи, и занимающиеся буддизмом, и изучающий то, как религия проявляется в современном кинематографе. И все они достаточно серьезно относятся к нашему обучению, иногда даже слишком серьезно.

— Что такое религиоведение и как лично вы определяете эту дисциплину?

Катя: Религиоведение — это наука, находящаяся на стыке таких наук, как философия, социология, антропология. Одним словом — супер комплексная наука. Для меня же это способ узнать как можно больше о различных менталитетах и культурах.

-2

— Главный вопрос, окружающий вашу кафедру ореолом загадочности: в чем разница между теологией и религиоведением?

Саша: Этот вопрос тебе разъясняет преподаватель на первой паре. Основное различие в том, что религиоведение не исходит из понятия истинности той или иной религиозной трактовки. Мы занимаемся объективной наукой в отличие от богословов. Интересный момент - наша кафедра выросла из советской кафедры изучения атеизма. Конечно, у нас было много забавных историй как люди обретали Господа, но в основном наша кафедра способствует разочарованию во всех религиозных культах.

Катя: Теологи в России это сугубо конфессионально окрашенная профессия. Это те, кто будут в дальнейшем работать в церковных учреждениях. Теология предполагает веру. А религиоведение предполагает научный подход. Мы смотрим на религию не со стороны верующего человека, мы наблюдатели со стороны. Но в области феноменологии мы должны примерять на себя маску верующего, чтобы рассмотреть определенные аспекты. Сделать это довольно сложно, потому что верующий человек обладает определенным мистическим опытом, который мы не можем повторить.

— У вас есть какие-нибудь любимые аспекты в религиоведение,что больше всего привлекает вас в этой дисциплине?

Катя: Больше всего в моей специальности меня привлекает антропология и история религии. Антропология изучает то, какие народные пережитки еще остались в нашей вроде бы современной жизни. Антропологический вопрос, мучающий всех: почему мы вроде бы живем в светском государстве, а на самом деле в сильно христианизированном. Эта наука о том, как в местах, куда не доходят камеры первого канала, христианские представления смешиваются с исконно славянскими.

— Каверзный вопрос для всех гуманитариев: в чем польза вашей дисциплины?

Саша: Вы заходите в опасную зону. Давайте поговорим о полезности не выговариваемой темы в прикладной математике, я думаю мало кто, из не разбирающихся в этой области людей, скажет, чем это полезно. Вообще не стоит говорить о какой-то глобальной пользе, ты работаешь для себя, во имя интереса.

Катя: Религия — это обширнейший пласт культуры в целом всего мира. И мне кажется, неправильно, что в России это область знания не популярна. Насколько я знаю, религиоведение изучают в Петербурге, Москве и где-то во Владивостоке и это большое упущение, ведь у нас огромная страна, на территории которой было огромное количество первобытных форм религии, и народ должен знать свои истоки, должен знать, что было до христианства. Но очевидно, что люди, принадлежащие к определенной конфессии, воспримут все это как ересь, они не считают нужным знать историю других вероучений. Лично мне религиоведение нужно для собственного развития, это действительно единственное, что было бы мне сейчас интересно, ведь эта наука дает знания из различных сфер, после чего ты можешь выбрать, в каком направлении развиваться.

— Какая религия привлекает вас больше всего?

Катя: Меня привлекает буддизм и восточнославянский политеизм и религии древнего периода, как в Египте и Месопотамии.

Саша: Я не буду отвечать на этот вопрос. Нельзя задавать такие вопросы религиоведу, они не этичны.

— А любимый религиозный персонаж у вас есть?

Катя: Из религиозных героев мне нравятся персонажи Аполлона и Диониса в трактовке Ницше. Буйство дионистического начала и ему противоположное поэтическое последовательное начало Аполлона. Две одновременно прекрасные противоположности.

— На сколько мне известно, на философском факультете вам часто задают этот вопрос, мы тоже поинтересуемся - вы знаете какие-нибудь молитвы?

Катя: Никакие, я не теолог, я религиовед.

Саша: Молитвы знаю, но зачитывать не буду.

— Можете дать некий религиозный совет, наставляющий на путь истинный. Так сказать, напутствие от религиоведов?

Катя: Не будьте слишком скептичны к религии. Вас никто не обязывает учить молитвы наизусть и ходить в церковь ставить свечки, но религия представляет огромный культурный интерес.

Саша: Не стоит ни о чем сильно задумываться.

Наука
7 млн интересуются