Бой в окружении — это одна из наиболее сложных тактических ситуаций, в которой может оказаться боец (или группа бойцов), столкнувшийся с численно превосходящим противником. Не случайно, окружение — излюбленная тактика уничтожения врага на все времена. И, тем не менее, мы знаем, что окружение можно прорвать, и даже численный перевес на стороне противника не гарантирует ему победу. Бой в окружении — та проблема, решением которой занимается засечный бой.
Спорт без хулиганов
Засечный бой происходит от архаичной традиции свального боя, когда две толпы добрых молодцев вне строя и порядка лупцевали друг друга от души так, чтоб чужие боялись. Для свального боя площадка не нужна, там нет ни судей, ни подсчёта баллов. А зрители в спешке прячутся по домам, закрывая двери на засовы. В спорте так нельзя. И в современном обществе так нельзя. Это, понимаете, хулиганизм. А вот ежели хулиганов помыть, причесать, одеть в спортивную форму, построить по линеечке, поднять национальный флаг и исполнить национальный гимн ( чуть не написал "спеть «Боже, царя храни!»"), то это уже официальные соревнования. Правда, нужны ещё правила, судьи и подсчёт баллов.
О том, чтобы заставить две команды бить друг друга речь не шла с самого начала. Почему? Потому что за всем действом важно не потерять самой соли. А главная особенность свального боя — это реальная возможность попасть в окружение. Ни одно из современных единоборств такой возможности спортсмену не предоставляет, да и не обладает пониманием того, как вообще можно драться в окружении. Ведь технико-тактическая составляющая системы строится на основе тех условий, в которых приходиться сражаться бойцу. Да, теме «бой против группы» только ленивый не посвящает семинары. И только у нас можно увидеть, как это происходит по-настоящему.
Взяв из свального боя саму идею «один против всех», мы попытались перенести её на спортивный ринг. Правда, с рингом пришлось покумекать. Ведь площадка должна была помогать судьям оценивать способность бойца противостоять группе противников, находясь в окружении. Поэтому изначально рассматривались варианты ограничения манёвра центрального бойца, чтоб само действо не превратилось в сцену из фильма «про Джеки Чана», где герой много бегает, потому что не знает, как драться против всех сразу.
Размер имеет значение
Сегодня соревнования по засечному бою проходят на квадратной площадке, сторона которой равна 4-м метрам. Часто с трибуны зрителей звучат предложения увеличить размеры площадки до общепринятого в мире единоборств 6х6 метров. Оно и понятно: воспитанный единоборством зритель чувствует себя не вполне уютно, представляя, что бы делал он, окажись на месте центрального бойца. Площадка кажется тесной, а заступ означает поражение. Хочется крикнуть: «Дайте свободы перемещений!» Не дадим. И у нас есть на это причины.
Начинали мы с пятачка 2х2 метра. Вот тут уж, действительно, не побегаешь. Тогда мы искренне считали, что манёвр — для слабаков, а настоящие берсерки рубятся там, где стоят. Однако с практикой пришло иное видение ситуации. Через печень и голову дошло: хочешь жить — умей вертеться. Площадка выросла до современного размера, однако сохранила некоторую тесноту в сравнении с боксёрским рингом. Почему? Потому, что, только ограничив манёвр центрального бойца, мы можем заставить его демонстрировать свою способность драться в самых сложных условиях — в окружении. И практика показала: подготовленный боец совершенно спокойно чувствует себя в этой ситуации и, умело контролируя собственные перемещения, не допускает заступа. Другое дело, что этому надо учиться.
Насколько прикладным является подобный навык? Безусловно, его прикладная ценность очень высока. Ведь, фактически, речь идёт об интуитивном контроле геометрии поля боя и подсознательном расчёте движений всех оппонентов, находящихся на расстоянии удара ногой. В реальности схватка может идти в помещении, уставленном мебелью, ваш манёвр могут ограничивать не линии на полу, а стены и предметы, в ваших руках может быть табуретка или травматический пистолет, но навык будет реализован тот же. Он не позволит вам столкнуться с «неожиданно» появившейся барной стойкой или перилами лестничной площадки. Тот, кто вырастил в ходе тренировок «глаза на спине», имеет больше шансов на победу.
Бой в окружении
О круглой площадке речь не шла вовсе: неудобно. Банальный практицизм. Квадратная площадка собирается где угодно при помощи татами. Благодаря цветовой дифференциации можно легко обозначить «лес» — центральный квадрат для бойца-одиночки, выходить за рамки которого ему не дозволяют правила.
Да, площадку мы нарекли «лес». Красиво, оригинально и соответствует философскому наполнению засечного боя. Сам термин «засечный бой» происходит от «засеки» — оборонительного сооружения, характерного для восточнославянской ратной традиции. Строилась засека, как известно, в лесу. Центральный боец именуется «охотником», атакующее звено — «стаей».
Итак, «стая» по команде судьи «бой!» вступает в «лес» и…. А дальше здача центрального бойца реализовать себя, как охотника. Уже без кавычек. Иначе — пиши пропало. В этом и суть засечного боя.
Закон суров, но это — закон.
Многие новички, открывающие для себя засечный бой, бывают дезориентированы нестандартностью подхода, реализуемого на наших турнирах. Здесь нет единоборства, потому как в единоборстве подразумеваются равные условия (единые) для участников боя. У нас же один сражается против троих, да ещё и в окружении. Специфический подсчёт баллов, оригинальные правила — всё это не так просто сразу принять. Поэтому иной несдержанный зритель спешит с высоты прожитых лет указать нам на несовершенство системы. К таким специалистам моё заключительное слово.
Засечный бой — это турнирная система. То есть она создавалась не моим мнением или мнением кого-то другого по поводу того, как надо драться. Здесь вообще плевать на чьё бы то ни было мнение. Она решительно и абсолютно беспардонно разрушила все мои представления о том, как рационально драться в окружении. И использовала для этого лишь один инструмент — практику.
Я уже давно не дерусь. Вышел на пенсию по здоровью. Но помню каждый пропущенный удар, помню каждого сбитого на землю противника, помню каждое своё падение и радость безусловных побед. Наша практика показала: одиночка может спокойно выбить двоих из трёх атакующих, сражаясь в окружении. И это — не исключение из правил. Это норма каждого прошедшего турнира. Не верите — приезжайте и смотрите. Благо теперь, чтобы увидеть русский свальный бой, нет нужды зрителю выглядывать сквозь щель, запертой на засов двери…
Рудияр
https://vk.com/rudiyr