Найти в Дзене
Алексей Житлухин

Характеристика "одиозных" типов прихожан Церкви

Оглавление
В сети Интернет и в других СМИ часто можно встретить, как здоровую так и не здоровую критику прихожан Церкви по целому ряду категорий, которые вызывают неприятие большой массы не церковных людей, так и отдельных членов Церкви. Это и "злые бабки" в храмах, и сумасшедшие, "бесноватые", иные сомнительные личности. Критика к сожалению чаще всего бывает однобокой и необъективной.
В этой теме, я хочу раскрыть максимально полно отдельные типажи прихожан.

Часть 1

"ЗЛЫЕ БАБКИ"

Мне приходилось часто общаться с представителями неопротестантских деноминаций, читать комментарии и воспоминания таковых на отдельных христианских форумах, а также знаком с высказываниями людей, которые по их словам были изгнаны прямо или косвенно действиями неких "злых, озлобленных старух", "злыми бабками" из того или иного храма Церкви.

Безусловно такие случаи есть и в недавнем прошлом 10-20 лет назад их было еще больше, однако в силу преходящих лет значительное количество таких бабушек уже покинули сей земной мир.
Такие явления существуют в том или ином храме иногда в силу слабой внутриприходской дисциплины со стороны настоятеля, низкой грамотности таковых прихожанок, а также особого специфического мышления таких пожилых женщин. Большей частью эти женщины были либо активистками (комсомолки, члены КПСС), лидерами в свое время, передовичками производства, которые были в центре внимания, чувствовали и понимали ценность своих действий, обладавшими волевыми и властными качествами личности. Но вот, пенсия, выросшие дети разъехались, подруги или бывшие коллеги стали немощными и интересующими только врачами, разговорами о лекарствах, нищенской пенсии, просмотрами сериалов, обсуждением сплетен, а кто-то и вообще умер. Однако у таких женщин с наступлением старости не исчезает желание иметь свою толику внимания, не утрачивается желание быть активной, принимать какие-то решения, выполнять действия и отвечать за такие действия. В итоге кто-то создает кружки по интересам для таких же пенсионерок (любительницы вышивания, вязания, активистки в ТСЖ и разборок с УК, "Отряды Путина" (тем кому за 60) и другие, а кто-то приходит в Церковь, либо по причине попробовать себя в "новой атмосфере" и занять пусть чисто символическое положение, но которое позволяет быть на виду (например, нести послушание в трапезной, библиотекарем, помощник завхоза, чистить подсвечники, следить за чистотой в храме), кто-то искренне начинает задаваться важными для человека любого возраста вопросами: "В чем смысл жизни человека?", "Что будет после смерти?", "Верно ли что ничего после смерти нет, а если все же есть?" и т.д. Задаваясь такими вопросами, в итоге такие женщины, кто-то сразу в силу каких-то необычных ситуаций, а кто-то постепенно приходит к вере в Бога и становится членами Церкви.

Пожилые женщины, которые пришли в Церковь не в силу своей веры, а по другим причинам чаще и становятся теми, кто превращается в "злых бабок". Как внешне не смиряйся, как не одевай личину доброты, терпения, сущность человека, который не работает над собой (в силу того что просто не видит наличия каких-то личностных проблем у себя и необходимости такой работы над собой) рано или поздно прорывается наружу.

В критике таких женщин редко упоминается так же и другая причина такого их поведения. Чаще всего это причина вообще не упоминается в силу ее не видения, игнорирования.

Сейчас во многих крупных и средних по количеству постоянных прихожан храмах, а иногда и в маленьких городских храмах, большинство певчих в лучшем случае крещенные, но не верующие (профессиональные певцы и певицы), есть работающие за зарплату бухгалтеры, библиотекари, водители, завхозы и многие другие служащие и убирающиеся в храмах люди. Даже иногда священники пишут на своих страницах в соц/сетях или форумах, в строке "место работы" - Церковь, храм с указанием должности: настоятель, иерей, благочинный. То есть для большого количества людей в Церкви храм стал не просто местом молитвы, служения Богу и людям, а местом работы.

Вот такие "злые бабки", исходя из своего опыта общения с такими женщинами и опыта своих знакомых, могу сказать, что иногда являлись лучшими помощницами священнику, как бы это парадоксально не звучало. Потому что их служение в том или ином храме было и есть безвозмездное. Давайте представим такие ситуации: вот бабушка следит за подсвечниками, ей за 60-70, иногда под 80 лет, больные ноги, куча других болячек, несколько часов кряду в день такого служения, при необходимости надо чистить, нагибаться. Тут человек ставит свечку, накапал воском, тут не проследил что свечка поставлена криво и от этого стали плавится и гнуться другие свечи. И такие случаи возникают каждый день или службу. А вот бабушка следит за чистотой в храме, а кто-то прошел не обтерев ноги и наследил, а кто-то в туалет сходил и извиняюсь "навалил не в дыру" и его "богатство" кто-то должен убрать. Выброс негативных эмоций, грубые и хамские слова, резкие замечания свойственны ведь не только "злым церковным бабкам", а любым другим работникам прежде всего физического труда, чей труд не уважается, презирается.


Небольшое отвлечение! В наше время особенно заметно, что физический труд считается малоценным, презираемым, по факту трудом для неразвитых, малограмотных слоев населения, некой обслуги. Но вот давайте сравним ценность и важность депутата любой думы и профессии "золотаря", рабочего по очистке выгребных ям от фекалий. В сотнях российских городов, иногда большая часть жил фонда не имеет централизованной канализации, а использует выгребные ямы. Профессия, что до 1917 года, что в СССР, что тем более сейчас считалась непривлекательной, позорной. Представим, что утром страна проснулась и узнала, что все депутаты не известно куда исчезли. Будет ли это трагедией для широких масс населения страны? Вряд ли. Возможно будет даже больше пользы. А если исчезнут по всей стране золотари? Миллионы человек окажется в состоянии фекального апокалипсиса, их квартиры и дома погрузятся в тошнотворное зловоние.

А вообще приходя в храм, надо понимать для чего и самое главное к кому ты пришел. Надо понимать что приходишь в храм не к священнику, не для того что бы стать своим в какой-то приходской общине или приобрести какой то статус, а приходишь к Тому благодаря которому собственно и Христианская Церковь была создана и выстояла при разного рода стеснениях, ограничениях и гонениях. И если имеешь веру в Создателя Церкви, то ни какие "злые бабки", сумасбродные священники, разного рода "волки в овечьей шкуре", жизненные перипетии не способны уничтожить твою веру и сделать тебя чуждым Церкви.