Найти в Дзене
Вижу красоту

В лучах доброты Людмилы Дрок

Друзья, приглашаю вас погреться в лучах доброты. Тёплая керамика Людмилы Дрок нетиражная. Она нашла свой дом в музеях по всему Советскому Союзу. Но так хочется собрать эти трогательные произведения в одном обозримом пространстве. Пусть эта публикация будет таковым местом виртуальной выставкой. Наслаждайтесь!

-2
Тарасова Е. В лучах доброты // Работница, 1978. – № 1.

В то лето она жила с мужем-живописцем на Волге, недалеко от Костромы. Среди прекрасной природы, бок о бок с неторопливыми трудовыми людьми. Провожала и встречала пароходы, медленно бродила по рынку, приглядываясь к лицам, подмечая забавные выражения, жесты, позы.

– Мне всегда казалось,– говорит Людмила Даниловна Дрок – что в каждом рынке есть что-то от праздника. Много цветов, яркие краски.

Именно здесь под свежим впечатлением вырезала она одну из своих первых деревянных мини-скульптур – костромского корзинщика, позже повторив его в цветной керамике. Не отсюда ли привезла она и торговку огурцами и гордую молодайку с клюквой?

Людмила Дрок. Скульптура «Народные промыслы»
Людмила Дрок. Скульптура «Народные промыслы»

Юмор, добрая улыбка – одно из отличительных свойств таланта художницы. Вот женщина. Веселая и розовая от мороза. Она разложила на деревянном ящике творения рук своих – тут и расписные матрёшки, и цветные лошадки, и грибы с яркими шляпками, другая женщина наклонилась над развёрнутым куском лиловой ткани, в руках у неё ножницы, движения точны и профессиональны. «Закройщица» – называется эта работа.

Неожиданно вспомнились слова Сезанна, сказанные по поводу картины одного из его современников: «Она мертва и потому не трогает». Работы Дрок трогают и привлекают зрителя как раз своей жизненной достоверностью. У неё внимательный и добрый взгляд. На людей, на природу, на вещи.

Одна из композиций художницы называется «Первый снег». Двое – мужчина и женщина – вышли и замерли, ослеплённые белым сверканием, зачарованные свежестью и чистотой.

Но, пожалуй, больше всего у Людмилы Даниловны скульптур, посвященных труду‚ творчеству. Её герои плетут корзины и кружева, шьют одежду, украшают затейливой резьбой свои дома.

Отдавая дань народной смекалке, ловкой мудрости рук человеческих, Дрок создаёт целый цикл работ под названием «Народные умельцы», а через некоторое время – композицию «Сельские умельцы».

Все названные работы (к ним относятся и серии «Дары природы», «Костромской рынок»...), выполненные одни в дереве, другие в цветной керамике, принадлежат к малым скульптурным формам, хотя Дрок – монументалист.

И в мастерской тому много подтверждений – огромный бюст Суворова, который художница делала для колхоза носящего имя великого русского полководца. Скульптурные портреты Мусоргского и Чайковского, заказанные ей для музыкальных училищ.

-11

Заниматься керамикой и резать по дереву Людмила Даниловна начала не сразу до института прикладного и декоративного искусства, который она закончила в 1952 году. Училась в архитектурном, но ушла с третьего курса, так как именно в это время им начали читать спецкурс, посвящённый скульптуре, и она принялась, по её собственным словам «без устали лепить человечков». Потом она, ученица М. Г. Манизера, несколько лет занималась лишь монументальной скульптурой, до того лета на Волге.

Людмила Дрок. Скульптура «Вечер». 1976. Москва. Высота 53,5 см. Смоленский государственный музей-заповедник / С-356. Госкаталог: 20227505. Источник: goskatalog.ru
Людмила Дрок. Скульптура «Вечер». 1976. Москва. Высота 53,5 см. Смоленский государственный музей-заповедник / С-356. Госкаталог: 20227505. Источник: goskatalog.ru

На первую выставку молодых московских художников (1954 год) Дрок представила небольшую композицию «Бабушка и внучка» или «Чтение» (тонированный гипс). А на недавней выставке «Моё Нечерноземье» экспонировались её деревянные скульптуры.

– Всем древесным породам, – говорит Людмила Даниловна, – предпочитаю липу. Меня многие корят: мол, слишком дешёвый материал. А я просто таю от восторга едва увижу белый, чистый, свежий цвет липы. Поделки же из всех других, пусть самых дорогих пород дерева, ассоциируются для меня с мебельными гарнитурами.

Людмила Дрок. Скульптура «Материнство». до 1972. Москва. Высота 73 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи / С 280. Госкаталог: 7986906. Источник: goskatalog.ru
Людмила Дрок. Скульптура «Материнство». до 1972. Москва. Высота 73 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи / С 280. Госкаталог: 7986906. Источник: goskatalog.ru

В мастерской я вижу несколько липовых досок и пней, ожидающих обработки. А рядом – каркасы для будущих крупных работ.

– Не мешает увлечение малыми формами вашей главной, монументальной направленности? –спросила я Людмилу Даниловну.

– Думаю, нет. Я бы это почувствовала.

Пожалуй, художница права. Эти два направления в её творчестве помогают в малых формах проявляться монументальности, а в монументальных – мягкой пластичности.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ячсастлив