Огород - это было всё. Без огорода мы бы не выжили. В войну был засушливый год, картошка не уродила; родни, которая могла бы помочь, не было. Старшие сёстры: Надя и Рая вынуждены были ходить по деревням побираться, чтобы не умереть с голоду. следующей весной мама ( вместо семян ) вынуждена была сажать картофельные очистки. Чистила семенную картошку потолще, и садила кожуру, поливая её своими слезами и молитвами. И Господь смиловался: картошка из этой кожуры уродила лучше прежней.
Огорода у нас было двадцать пять соток.
Весной, дня за два до пахоты, замачивали семена подсолнечника и гороха. Их сажали вместе, "под тяпку" около сотки. Я не представляю себе огорода без подсолнухов. Весь день молоденькие подсолнушата дружно поворачивают шляпки с яркими оборками за солнышком. Их шляпки начинали мы скручивать, лишь только начинали они наливаться молочной спелостью. Через подсолнечные лепестки можно было свистеть, а осенью, уже созревшие и срезанные, колотили поленом на брезент, расстеленный у бани.
Зимой, по воскресеньям, бабы собирались у кого-нибудь, садились на лавку у печки, беседовали и щелкали семечки, навешивая лузгу на подбородок. Лузга висела с подбородков почти до фартуков.
Потом мама выходила и сеяла коноплю и мак. Коноплю сеяли все. Семена её мы толкли в ступке, ели с сахаром вместо халвы, и мама пекла с ними пышки. Высохшие стебли конопли мяли на мялке, потом долго топтали ногами, чтобы отделить кострику и чесали. Из конопляных ниток вили верёвки, пряли нитки, из которых ткали мешковину и дерюжки. Посевы конопли упоминаются в сельхозпереписи 1917года. Никакого криминала в этом не было.. (Конопляное масло и сейчас можно купить на рынке, оно очень полезно при женских заболеваниях и мощный антиоксидант)
Потом рассевали по оставшейся пахоте семена сахарной свёклы и после этого начинали сажать картошку.
Картошку нужно было полоть и окучивать. В основном , эта работа доставалась нам с Нинкой. Картошка вся порастала широм (амарант) и повителью. Еще нужно было вырывать из картофельных гнёзд свёклу. Вырванную траву складывали и относили поросёнку.
Летом, в июле, солнце печёт неимоверно.Мы почти через каждый час работы бегали на ближайший пруд купаться. Прополка занимала почти неделю.
Огород шел от дома под уклон. Между соседними огородами, вместо ограды, была прокопана канава в которой росла разная трава: крапива, полынь , клевер ,мышиный горошек с нежными сиреневыми цветочками.
Мне нравилось бегать вниз, туда где росла мелочь: морковь, лук, огурцы, помидоры, чеснок, капуста, за молоденькими пёрышками лука на окрошку. Укроп не сажали, он рос по всему огороду сам.
Мелочь садили внизу, потому что там ближе грунтовые воды и был колодец. Колодец, находившийся от нашего огорода метров за триста, копал ещё Морин дед с соседями.. Воду нужно было носить на коромысле двумя вёдрами. Поэтому капусту, которой было сто лунок , поливали по ковшичку - один литр на лунку.
Чуть позже, когда братья подросли, они выкопали под растущей внизу огорода черёмухой копанку.
С водой стало полегче; вверху огорода, ближе к бане стали садить арбузы и дыни. На "концах", где пахота была похуже , высаживали тыкву.
Клевер, кашка, мышиный горошек.
Лист березы в сиянии лучей.
Красный жук у меня на ладошке
Под названием смешным - конопей.
Пруд заросший с раскисшею глиной,
У болотца цветы слепоты,
Небо синее, синее, синее
И ни горя, ни слез, ни беды.
Пахнет белою терпкой полынью.
Я над теплою пашней лечу.
Погоди, не звони, будильник,
Ну чуть-чуть, ну еще хоть чуть-чуть.
Галина Казанина, 2010
Свидетельство о публикации №110081303691