Найти тему

Панорамная фотография: советы по съемке, софт, композиция, подготовка к публикации

Оглавление

Привет! Меня зовут Вета, я фотограф и ретушёр Понятие панорамы появились ещё задолго до фотографии - в живописи, однако, я хочу коснуться только темы фотографии.

Панора́ма (от греч. «всё» + «вид», «зрелище») - широкоформатное изображение, развёрнутое перед зрителем или окружающее его. Панорама не только разновидность фотографии, форма кинематографа или техника видеосъемки, это и форма живописи. Панорамой может называться и здание в форме цилиндра, в котором размещается круговая панорама.

В этой статье будем считать, что панорама - вид на местность с большой глубиной обозреваемого пространства и широким углом обзора, запечатлённая на фотографии.

Фото автора
Фото автора

Сядьте на стул и посмотрите впереди себя в одну точку - ваш угол обзора будет совсем небольшим, охватывающим лишь небольшую долю пространства. Да, человеческое зрение охватывает около 120 градусов, но нужно понимать, что есть зона цветного бинокулярного зрения, а есть зона периферии, где большинство объектов и информации мозг достраивает, в том числе цвет. А затем, плавно поворачивая голову справа налево проследите за собственным взглядом - насколько больше деталей уместилось в вашем "кадре".

Панорамная фотография для этого и существует: охватить как можно больше пространства! Некоторые панорамы могут охватывать все 360 градусов - часто такие можно встретить на сайтах галерей и музеев, совершить виртуальную прогулку, рассматривая не только стены, но даже пол и потолок. Или более житейский пример - панорамы улиц в Гугл или Яндекс-картах - тоже панорамы, которые помогают нам путешествовать по улицам не только своего города, но и по любому городу мира, хоть эти панорамы и не охватывают 360 градусов обзора.

Ранее я восхищалась фотографиями пейзажей многих именитых фотографов, например, того же Даниила Коржонова, не понимала, что я делаю не так: и время режимное, и композиция, и камера вроде бы не тапок, а той глубины света, цвета и пространства - просто нет. Пока я не разгадала их секрет: панорама. На сколько я могу судить по информации, которую почерпнула из десятков книг по фотографии - панорамные снимки получили широкую популярность только с приходом эры "цифры". До этого с плёнкой никому возиться не хотелось - это почти кружок "очумелые ручки" с ножницами и клеем, ведь стыковка происходила вручную!

Как можно снять панораму?

1. Самый простой способ - использование широкоугольного и сверх-широкоугольного объектива, например, 8 mm. Угол таких объективов настолько широк, что пространство на фотоснимках начинает искажаться, подобно виду лестничной клетки из дверного глазка. Традиционно, "шириком" считается объектив до 16-18 mm. На такой объектив одним кадром можно снять панораму вечернего города. Минус этой простоты - малая детализация изображения, т.е. приближая какой-то участок изображения, например, рандомное здание - при приближении контуры его расплывчаты. Естественно, у фотографии будут привычные соотношения сторон, например, 2:3.

Фото автора
Фото автора

Второй существенный минус - искажения перспективы, от которых невозможно избавиться, особенно на сверх-широкоугольных объективах.

2. Склейка нескольких кадров. Для склейки уже необязательно иметь широкоугольный объектив, например, знаю многих пейзажистов, которые делают склейки кадров, снятых на 35 или 50 mm, в общую панораму. Такой принцип более кропотливый, требует наличия штатива, слаженной работы рук и головы, потому что если это закат или облачное небо - работать нужно крайне быстро, иначе пазл не сложится.

Мне нравится именно второй способ, потому что это всегда лучшая детализация - по картинке буквально можно "гулять" с лупой.

3. Способ, применимый больше для астрофотографии - специальные вращающиеся оптические системы, оборудование весьма дорогое и простым людям практически недоступное.

На втором способе остановимся подробнее.

Как снимать панораму методом склейки?

1. Необходим штатив с возможностью вращения камеры по горизонтальной оси - вспоминаем аналогию с головой, которую я привела в начале статьи. Камера проходит оборот, например, 180 градусов (и более, в зависимости от желания и творческого замысла автора) и фиксирует каждый отрезок. Да, можно попытаться снять панораму и с рук, делая упор на локти, накидывая ремень на шею, но из-за микровибраций много информации по краям просто отрежется.

2. Каждый кадр должен перекрывать предыдущий на 10-20%, чтобы затем была возможность сшить эти кадры в специальной программе. Лучше сделать больше кадров, чем потом не иметь "точки опоры".

3. Как я уже сказала, пейзаж меняется порой очень быстро, поэтому после завершения работы над одной панорамой, можно поменять точку съемки и повторить процесс. Сложность панорамы в том, что ты никогда не знаешь наверняка, удачно ли получится пейзаж на конкретной уже сшитой панораме. Вот одна из моих любимых панорам, сделана в 2017 году на Шиханах в Челябинской обл, кликните на картинку, чтобы посмотреть на фото во весь экран (или откройте его в новой вкладке):

Одна из моих любимых панорам, сделала на Шиханах в Челябинской обл.
Одна из моих любимых панорам, сделала на Шиханах в Челябинской обл.

Хоть и время здесь не режимное, а я не взяла штатив на восхождение, картинка всё равно получилась стоящей! Сшито 5 кадров, снято с рук на штатный китовый объектив 18-55mm. Из-за пушистых облаков небо кажется очень уж объемным, будто проваливаешься в него!

Касательно композиции - в идеале придерживаться тех же правил, как и для обычного пейзажа - использовать разноплановость, т.е. передний, средний и дальний планы. На фото выше валун слева играет роль переднего плана, озеро и тайга - средний, а взгляд ускользает в горизонт, небо - дальний план.

4. Двигаться можно не только по горизонтальной, но и по вертикальной оси, захватывая, к примеру, больше неба или воды.

5. Чтобы делить одну панораму от другой, я фотографировала вытянутую перед объективом руку.

Свою первую панораму я собрала ещё на "мыльницу", уж не помню её модель, но кажется, это была также камера Nikon. В ней уже был режим панорамы, и собирала я её с рук - на дисплее отображался край предыдущего кадра, в полупрозрачную "шашечку" - так просто, что ребёнок справится! Фотоаппарат сам сшивал панораму, хоть и не обходилось без косяков. Естественно, никакого режима съемки в RAW или хотя бы ручного там и в зачатках не было, поэтому многие панорамы получались неудачными:

Фото автора, панорама берега р. Вах, геологическая экспедиция
Фото автора, панорама берега р. Вах, геологическая экспедиция

Вытянуть информацию из тёмных участков было почти нереально!

Фото автора, панорама берега р. Вах, геологическая экспедиция
Фото автора, панорама берега р. Вах, геологическая экспедиция

Теперь у меня любительская зеркалка Nikon D5200, в ней уже нет настолько читерских режимов, но по-моему, круто, что любой турист, не имея огромных навыков в фотографии, может запечатлеть на память крутое побережье или красивый собор.

Самые распространенные проблемы новичков и софт

1. Неправильно выбранная точка съемки. Точка съемки должна быть устойчивой (штатив должен стоять крепко, а не так, что одна "нога" его висит в воздухе, вторая балансирует на камне, а третья - у вас в руке). Как завещали нам на геометрии в 5 классе - через любые 3 точки пространства можно провести воображаемую плоскость - к слову, почему 3х-колёсный велосипед более устойчив, чем 2х-колёсные кони, но лучше, если эти 3 точки будут располагаться на земле, а не в воздухе.

2. Расфокус на соседних кадрах. Тут всё просто: или делайте дубли или используйте ручную фокусировку, диафрагма - в пределах F\11-16, как для пейзажа:

Фото автора, панорама на мыльницу
Фото автора, панорама на мыльницу

3. Разные настройки экспозиции и баланса белого - та же история, или ручной режим, или придётся подгонять в фотошопе вручную. В идеале, все снимки панорамы должны быть сняты на одних и тех же настройках, а обрабатываться - пакетно, т.е. настраивается экспозиция и цвет на одном кадре и настройки копируются на другие.

4. Неторопливость фотографа также не сыграет на руку - к примеру, солнце может быстро закрыть тучами, а закат в некоторых уголках нашей планеты проходит молниеносно.

Панорама на мыльницу, фото автора
Панорама на мыльницу, фото автора

5. Искажения "шириков" - на зданиях стены могут вовсе поплыть так сильно, что это уже будет не фотография, а артхаус какой-то! Именно поэтому панорамы часто снимают на фокусные расстояние "нормальных" объективов или даже длиннофокусных, например, свыше 50 mm. На пейзаже со звездным небом такие искажения, наоборот, добавят глубины пространству - будешь рассматривать фото и ощущать себя Маленьким Принцем на его маленькой планете. В любом случае, на панораме будет "неотёсанный край" - и если на небе это можно как-то достроить, зону с деталями придётся кадрировать, так скажем, "под корень".

Простенькую панораму из 3-5 кадров можно собрать в том же Adobe Photoshop, Panorama Maker Pro, но я слышала и о других програмах - по поисковому запросу на любой вкус простого\продвинутого функционала. Есть совсем старенькие программы, например, Photo Vista, позволяющие даже выбрать фокусное расстояние объектива.

Подготовка к публикации

Самое сложное - а как вообще можно разместить фотографию-панораму в тех же соцсетях? Есть специализированные приложения, которые делят панораму на квадраты 1:1, и если вы опубликуете галерею из кадров по порядку, получится бесшовная карусель. Естественно, такую работу можно проделать и в фотошопе, поочерёдно отрезая и сохраняя фрагменты общей панорамы в необходимых пропорциях - в этом помогут направляющие и линии сетки. Самая большая сложность в этом нудном процессе то, что нужно сделать подгонку пиксель в пиксель. Хорошо, если частей изображения 2-3, а если 5? Зачем столько труда, если есть автоматический процесс? В этом плане мне понравилось приложение Panorama cropp app для смартфонов, но, в принципе, таких приложений на рынке - десятки.

А любите ли вы панорамы? Пробовали самостоятельно снимать?