Привет! Меня зовут Вета, я фотограф и ретушёр Понятие панорамы появились ещё задолго до фотографии - в живописи, однако, я хочу коснуться только темы фотографии.
Панора́ма (от греч. «всё» + «вид», «зрелище») - широкоформатное изображение, развёрнутое перед зрителем или окружающее его. Панорама не только разновидность фотографии, форма кинематографа или техника видеосъемки, это и форма живописи. Панорамой может называться и здание в форме цилиндра, в котором размещается круговая панорама.
В этой статье будем считать, что панорама - вид на местность с большой глубиной обозреваемого пространства и широким углом обзора, запечатлённая на фотографии.
Сядьте на стул и посмотрите впереди себя в одну точку - ваш угол обзора будет совсем небольшим, охватывающим лишь небольшую долю пространства. Да, человеческое зрение охватывает около 120 градусов, но нужно понимать, что есть зона цветного бинокулярного зрения, а есть зона периферии, где большинство объектов и информации мозг достраивает, в том числе цвет. А затем, плавно поворачивая голову справа налево проследите за собственным взглядом - насколько больше деталей уместилось в вашем "кадре".
Панорамная фотография для этого и существует: охватить как можно больше пространства! Некоторые панорамы могут охватывать все 360 градусов - часто такие можно встретить на сайтах галерей и музеев, совершить виртуальную прогулку, рассматривая не только стены, но даже пол и потолок. Или более житейский пример - панорамы улиц в Гугл или Яндекс-картах - тоже панорамы, которые помогают нам путешествовать по улицам не только своего города, но и по любому городу мира, хоть эти панорамы и не охватывают 360 градусов обзора.
Ранее я восхищалась фотографиями пейзажей многих именитых фотографов, например, того же Даниила Коржонова, не понимала, что я делаю не так: и время режимное, и композиция, и камера вроде бы не тапок, а той глубины света, цвета и пространства - просто нет. Пока я не разгадала их секрет: панорама. На сколько я могу судить по информации, которую почерпнула из десятков книг по фотографии - панорамные снимки получили широкую популярность только с приходом эры "цифры". До этого с плёнкой никому возиться не хотелось - это почти кружок "очумелые ручки" с ножницами и клеем, ведь стыковка происходила вручную!
Как можно снять панораму?
1. Самый простой способ - использование широкоугольного и сверх-широкоугольного объектива, например, 8 mm. Угол таких объективов настолько широк, что пространство на фотоснимках начинает искажаться, подобно виду лестничной клетки из дверного глазка. Традиционно, "шириком" считается объектив до 16-18 mm. На такой объектив одним кадром можно снять панораму вечернего города. Минус этой простоты - малая детализация изображения, т.е. приближая какой-то участок изображения, например, рандомное здание - при приближении контуры его расплывчаты. Естественно, у фотографии будут привычные соотношения сторон, например, 2:3.
Второй существенный минус - искажения перспективы, от которых невозможно избавиться, особенно на сверх-широкоугольных объективах.
2. Склейка нескольких кадров. Для склейки уже необязательно иметь широкоугольный объектив, например, знаю многих пейзажистов, которые делают склейки кадров, снятых на 35 или 50 mm, в общую панораму. Такой принцип более кропотливый, требует наличия штатива, слаженной работы рук и головы, потому что если это закат или облачное небо - работать нужно крайне быстро, иначе пазл не сложится.
Мне нравится именно второй способ, потому что это всегда лучшая детализация - по картинке буквально можно "гулять" с лупой.
3. Способ, применимый больше для астрофотографии - специальные вращающиеся оптические системы, оборудование весьма дорогое и простым людям практически недоступное.
На втором способе остановимся подробнее.
Как снимать панораму методом склейки?
1. Необходим штатив с возможностью вращения камеры по горизонтальной оси - вспоминаем аналогию с головой, которую я привела в начале статьи. Камера проходит оборот, например, 180 градусов (и более, в зависимости от желания и творческого замысла автора) и фиксирует каждый отрезок. Да, можно попытаться снять панораму и с рук, делая упор на локти, накидывая ремень на шею, но из-за микровибраций много информации по краям просто отрежется.
2. Каждый кадр должен перекрывать предыдущий на 10-20%, чтобы затем была возможность сшить эти кадры в специальной программе. Лучше сделать больше кадров, чем потом не иметь "точки опоры".
3. Как я уже сказала, пейзаж меняется порой очень быстро, поэтому после завершения работы над одной панорамой, можно поменять точку съемки и повторить процесс. Сложность панорамы в том, что ты никогда не знаешь наверняка, удачно ли получится пейзаж на конкретной уже сшитой панораме. Вот одна из моих любимых панорам, сделана в 2017 году на Шиханах в Челябинской обл, кликните на картинку, чтобы посмотреть на фото во весь экран (или откройте его в новой вкладке):
Хоть и время здесь не режимное, а я не взяла штатив на восхождение, картинка всё равно получилась стоящей! Сшито 5 кадров, снято с рук на штатный китовый объектив 18-55mm. Из-за пушистых облаков небо кажется очень уж объемным, будто проваливаешься в него!
Касательно композиции - в идеале придерживаться тех же правил, как и для обычного пейзажа - использовать разноплановость, т.е. передний, средний и дальний планы. На фото выше валун слева играет роль переднего плана, озеро и тайга - средний, а взгляд ускользает в горизонт, небо - дальний план.
4. Двигаться можно не только по горизонтальной, но и по вертикальной оси, захватывая, к примеру, больше неба или воды.
5. Чтобы делить одну панораму от другой, я фотографировала вытянутую перед объективом руку.
Свою первую панораму я собрала ещё на "мыльницу", уж не помню её модель, но кажется, это была также камера Nikon. В ней уже был режим панорамы, и собирала я её с рук - на дисплее отображался край предыдущего кадра, в полупрозрачную "шашечку" - так просто, что ребёнок справится! Фотоаппарат сам сшивал панораму, хоть и не обходилось без косяков. Естественно, никакого режима съемки в RAW или хотя бы ручного там и в зачатках не было, поэтому многие панорамы получались неудачными:
Вытянуть информацию из тёмных участков было почти нереально!
Теперь у меня любительская зеркалка Nikon D5200, в ней уже нет настолько читерских режимов, но по-моему, круто, что любой турист, не имея огромных навыков в фотографии, может запечатлеть на память крутое побережье или красивый собор.
Самые распространенные проблемы новичков и софт
1. Неправильно выбранная точка съемки. Точка съемки должна быть устойчивой (штатив должен стоять крепко, а не так, что одна "нога" его висит в воздухе, вторая балансирует на камне, а третья - у вас в руке). Как завещали нам на геометрии в 5 классе - через любые 3 точки пространства можно провести воображаемую плоскость - к слову, почему 3х-колёсный велосипед более устойчив, чем 2х-колёсные кони, но лучше, если эти 3 точки будут располагаться на земле, а не в воздухе.
2. Расфокус на соседних кадрах. Тут всё просто: или делайте дубли или используйте ручную фокусировку, диафрагма - в пределах F\11-16, как для пейзажа:
3. Разные настройки экспозиции и баланса белого - та же история, или ручной режим, или придётся подгонять в фотошопе вручную. В идеале, все снимки панорамы должны быть сняты на одних и тех же настройках, а обрабатываться - пакетно, т.е. настраивается экспозиция и цвет на одном кадре и настройки копируются на другие.
4. Неторопливость фотографа также не сыграет на руку - к примеру, солнце может быстро закрыть тучами, а закат в некоторых уголках нашей планеты проходит молниеносно.
5. Искажения "шириков" - на зданиях стены могут вовсе поплыть так сильно, что это уже будет не фотография, а артхаус какой-то! Именно поэтому панорамы часто снимают на фокусные расстояние "нормальных" объективов или даже длиннофокусных, например, свыше 50 mm. На пейзаже со звездным небом такие искажения, наоборот, добавят глубины пространству - будешь рассматривать фото и ощущать себя Маленьким Принцем на его маленькой планете. В любом случае, на панораме будет "неотёсанный край" - и если на небе это можно как-то достроить, зону с деталями придётся кадрировать, так скажем, "под корень".
Простенькую панораму из 3-5 кадров можно собрать в том же Adobe Photoshop, Panorama Maker Pro, но я слышала и о других програмах - по поисковому запросу на любой вкус простого\продвинутого функционала. Есть совсем старенькие программы, например, Photo Vista, позволяющие даже выбрать фокусное расстояние объектива.
Подготовка к публикации
Самое сложное - а как вообще можно разместить фотографию-панораму в тех же соцсетях? Есть специализированные приложения, которые делят панораму на квадраты 1:1, и если вы опубликуете галерею из кадров по порядку, получится бесшовная карусель. Естественно, такую работу можно проделать и в фотошопе, поочерёдно отрезая и сохраняя фрагменты общей панорамы в необходимых пропорциях - в этом помогут направляющие и линии сетки. Самая большая сложность в этом нудном процессе то, что нужно сделать подгонку пиксель в пиксель. Хорошо, если частей изображения 2-3, а если 5? Зачем столько труда, если есть автоматический процесс? В этом плане мне понравилось приложение Panorama cropp app для смартфонов, но, в принципе, таких приложений на рынке - десятки.