В предыдущей статье я начала рассказывать о тех лайфхаках, которые помогают мне оптимизировать процесс обучения и сделать его более приятным для дочки. Напомню, моя Даша почти 2 года на семейном обучении, сейчас мы проходим материал за 7 класс. В данной статье продолжаю свой экскурс.
1. Интеллект-карты
Данный метод организации мышления и запоминания информации мы с дочкой используем очень давно.
Ещё в школе я объясняла ей времена английского языка с помощью схематичных рисунков. Так как Даша у меня творческий, вечно рисующий человечек, этот метод идёт у нас на «ура».
Вместо длиннющих конспектов по биологии, физике и истории она создаёт красочные схемы, с головой уходя в этот процесс.
Систематика Карла Линнея в виде сказочной ели, броуновское движение в виде волшебного цветка. Запоминать материал таким образом, а потом повторять его по мере необходимости, оказалось для дочки гораздо проще.
2. Правильный подход с точки зрения канала восприятия информации
Чем мне так не нравилась школа? Тем, что всех там гребут под одну гребёнку. А дети все разные. И подход должен быть индивидуальным.
Даша у меня визуал. Такие дети воспринимают мир через зрение. Часто они любят рисовать, конструировать, обожают внимательно рассматривать иллюстрации в учебниках.
В школе дочке было крайне тяжело воспринимать информацию на слух. А аудирование по английскому языку было просто кошмаром.
Перейдя на семейное обучение, я сразу сменила подход. Мы смотрим много видео уроков, зарисовываем и конспектируем материал, покупаем пособия, богатые иллюстрациями.
И результат не заставил себя ждать.
3. Отдых и перекус
Школьная переменка максимум в 15 минут не давала дочке времени расслабиться. Шум вокруг и отсутствие возможности уединиться только подливали масла в огонь. Она не успевала отдохнуть между уроками и совсем не воспринимала материал.
Сейчас я внимательно наблюдаю за ней и вижу, когда она устала. Даже если Даша не жалуется, по следующим признакам я определяю, что нужен перерыв, а ещё лучше перекус.
Плечи подняты, верхняя часть тела зажата, речь на повышенных тонах.
За день мы можем сделать много перерывов, иногда даже длительных. А ещё она любит читать учебник и одновременно пить чай с чем-то сладким.
В школе это просто невозможно. Даша до сих пор вспоминает один случай. На уроке ИЗО она потянулась к своему рюкзаку, чтобы достать бутылку с водой и попить. Учитель накричала на неё и сказала, что пить можно только на перемене! По-моему, это дикость.
4. Отсутствие акцента на проверке знаний
Сейчас мы не стараемся подготовиться к аттестации, мы пытаемся просто пройти и максимально понять предмет. Естественно, никаких контрольных и диктантов я дочке не даю.
Стараюсь избегать уже готовых тестов с системой моментального оценивания, которых уж очень много в интернете. Я составляю тесты сама и не ставлю оценок.
После школы Даше было сложно перестроиться, она постоянно спрашивала, попадётся ли тот или иной материал в аттестации. Плохие семена посеяла школа! Но мы их вовремя изъяли.
И ещё я заметила такую тенденцию. Когда в школьные времена мы решали какой-то тест, она спрашивала, сколько вопросов выполнено верно. Например, 7 из 10. Это на 4? Да! То есть 7 вопросов решено правильно и ладно. Но ведь остальные 3 неправильно!
А сейчас она спрашивает, сколько вопросов решено неправильно, и старается понять, почему. Пытается разобраться, не бросает на полпути, как раньше. Поэтому я могу сказать, что отсутствие акцента на проверке знаний очень благотворно повлияло на дочку.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Елена Лачина, лингвист-переводчик, мама дочки на СО
Читайте также другие статьи автора:
15 идей, что подарить подростку
Адвент-календарь для подростков с примерами заданий и сюрпризов
Подборка пособий по биологии и географии
Как учить предметы средней школы без учебника
Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал