Мы на канале говорим о разном ретро и нередко касаемся космических тем. Например, внимательно читаем и разбираем мемуары советских космонавтов с точки зрения наших дней. Поговорили о книгах Павла Поповича, Георгия Гречко, Константина Феоктистова, Германа Титова и Алексея Леонова. Сегодня речь пойдёт об ещё одних мемуарах: документальной повести Анатолия Филипченко «Надёжная орбита», увидевшей свет в 1978 году.
Взлетаем
Книга построена как полёт ракеты: в ней три главы, которые называются последовательно «На Земле», «Над Землей» и «В космосе» и рассказывают соответственно о детстве, юности и зрелости. Они также построены по нарастанию объёма материала.
Как было характерно для литературы советского застойного времени, в тексте можно заметить идеализацию фактов: в нём нет острых конфликтов, антигероев, бытовых или психологических проблем, и это не добавляет повести занимательности, однако она всё равно читается интересно за счёт разных любопытных случаев, которые то и дело происходят с автором.
Например, в главе о детстве – как в него с другом стрелял из автомата немец-оккупант. В части о юности – как он в первый раз оказался в штопоре и вышел из него и т.п. Особенно много таких случаев в главе о космосе. Да и интонации там становятся более тёплыми и душевными.
Стою перед комиссией, которая ведет беседу с каждым отдельно. Беседуют и со мной. Один из товарищей и спрашивает:
– Какие у вас отношения с водочкой? Употребляете или нет?
– Употребляю, только в компании и по праздникам.
Или ещё на ту же тему:
15 октября мне присвоили звание полковника. Об этом нам прямо в полёте сообщил Николай Петрович Каманин. Волков пошутил: «Обмыть бы надо». Я взял шланг для питья и мы все выпили по нескольку глотков воды.
В космосе никому не нужны твои крошки
Вообще, многостраничные описания космического быта читать можно не отрываясь: столько в них красочных деталей и смешных подробностей. Видно, что и самому автору говорить о них доставляло немалое удовольствие.
Тщательно приходится следить при приёме пищи за тем, чтобы рот был закрыт, что соответствует правилам хорошего тона: жевать с закрытым ртом. Очень неприятно, если в отсеках появятся крошки, которые легко перемещаются воздушным потоком, создаваемым вентилятором, и которые создают опасность для человека, попав в его органы дыхания.
О бане
Сходить бы в парную да попариться...
В полете мы обтирались влажными салфетками, предназначенными для гигиенических целей. Но что такое салфетка по сравнению даже с самым обыкновенным душем? Нет, не ценим мы простых земных благ!
О женщинах на борту
«Буран»: – Много записывать приходится. Надо вообще стенографии обучиться или машинистку брать на борт.
«Заря»: – Второй вариант лучше (смеётся).
Звёздные войны
Кроме космических полётов важными событиями в жизни космонавта были зарубежные поездки. Он участвовал в совместных миссиях с американскими астронавтами и не раз посещал США. Видно, что автора поражает размах жизни в американских городах, огромное количество машин и небоскрёбы, но для равновесия он добавляет картины нищеты, преступности и безработицы: и потому, что так и полагалось в советской прессе, и потому, что проблема нищеты в США тогда действительно стояла остро.
Сразу должен оговориться: даже среди обеспеченных людей – инженеров, техников, так называемых средних американцев, имеющих приличный заработок, всегда можно услышать тревожные разговоры о завтрашнем дне, о своей работе, потому что все они трудятся по контрактам. Истекает срок действия контракта, и хозяева фирмы или компании, в том числе и НАСА, могут объявить: «Вы нам больше не нужны, ищите себе работу в другом месте».
Но в целом тон его рассказа об американцах дружественный.
Одной из зарубежных поездок книга и заканчивается: Филиппченко говорит о посещении Ниагарского водопада на границе Канады и США, и это зрелище парадоксально возвращает его к мыслям о родной космонавтике и Советском Союзе, собирая все образы книги воедино:
Туристы могут наблюдать грандиозное зрелище, которое тоже является коммерцией, хорошо организованным шоу. Лифт опустит вас вниз под землю. По бетонированной штольне проходите на смотровую площадку с железными поручнями, и перед вами открывается вид подножия водопада. Грохот неимоверный. И в пяти шагах начинается радуга, уходящая вверх за скалу, туда, к высокому небу... Кому как, а мне грохот Ниагары напоминает звук стартующей ракеты.
Заканчиваю свой рассказ, написанный во время отпуска. Посетил за это время несколько стран. Но в заключение хочется сказать: где бы я ни был – на Родине лучше. Дома лучше всегда!
Я дал бы этой книге 7 звёздочек из 10: её вполне интересно прочитать один раз, но вряд ли появится желание когда-нибудь вернуться к ней.