Хотите завоевывать новые рынки, получать конкурентные преимущества? Тогда имеет смысл рассмотреть бизнес с точки зрения цепочки ценностей Value chain и его стековой архитектуры. Это позволит вам увидеть те самые рынки, на которых вы "играете", открыть новые, увидеть disruptions (разрывы в цепочке, "дисрапаторы"), которые изменяют рынки - и предпринять успешные стратегические бизнес-ходы.
В чем суть стековой бизнес-архитектуры?
Если раньше собственник смотрел на свой бизнес как на различные взаимосвязанные расходы, которыми нужно управлять, то теперь он должен рассматривать его составляющие как относящиеся к отдельным рынкам, в которых он тоже участвует. Но, к сожалению, собственники бизнеса часто этого не видят.
- Рассмотрим пример телеком-отрасли.
На первом этапе магистральный трафик закупается у магистрала. Формируется инфраструктура, осуществляется пакетирование, составляются тарифы, создается бренд. Затем разрабатывается программное обеспечение, осуществляется сервисное инженерное обслуживание, появляются цифровые продукты, они доходят до конечного клиента.
Cтековая бизнес-архитектура означает, что по каждой из бизнес-функций существует отдельный рынок.
Так, если говорить о банке, то существует, например, отдельный рынок по страхованию. Это не просто опция в тарифе – а именно рынок, на котором надо играть, где есть локальные игроки.
Стратегия бизнеса уходит от вертикальной интеграции, укрепления и помещения всех бизнес-единиц под одну операционную модель расходы/доходы – в разрозненные бизнесы.
И тогда управление всей цепочкой ценности превращается в продуктовое управление различными продуктовыми направлениями, некоторыми портфелями, в рамках которых есть свои доходы и расходы.
И важно понять, что ряд этих рынков стал доступен именно благодаря цифровому продукту, цифровой инициативе, которая повлияла на стратегию всей компании (софт, мобильное приложение и т.д.).
Этот разрыв может осуществляться и чужим игроком, и сам бизнес может попытаться его осуществить через внутренний disruption.
Крупный бизнес, наконец-то, начинает смотреть на се6я, как на стековую архитектуру.
В каждом стеке может быть свой revenue, свой PnL.
И дальше уже – вопрос стратегии, какой стек вы "пиэнелите", превращаете в доходный, а какой стек оставляете расходным.
Какой стек вы отдаете рынку, а какой стек держите у себя, как core бизнес, как ключевой.
Какой стек у вас остался историческим, ключевым (core), и вы просто на нем зарабатываете, а какой стек считаете стратегически венчурным, то есть инвестируемым.
Нужна помощь в обучении анализу Value chain и построению на его основе цифровой стратегии бизнеса? Обращайтесь!
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.