В тот же день, когда жёны-мироносицы не нашли тело распятого Христа, потому что он воскрес, два путника шли в селение Эммаус, находившееся в шестидесяти стадиях (стадий - 200 метров) от Иерусалима. Евангелист Лука, рассказывающий о них, говорит, что это был Клеопа и ещё один.
Поскольку среди двенадцати апостолов никакого Клеопы не было, все читатели евангелия решили, что Клеопа один из семидесяти учеников Христа, а вторым был сам рассказчик Лука. Они шли, обсуждая последние события, когда к ним приблизился Иисус Христос (но глаза их были удержаны и они не узнали его.
Ещё с тех пор, когда я в первый раз прочитал Евангелие от Луки, мне почему-то хотелось представить, как это выглядело. Может быть, Он догнал их чудесным образом, а может быть и такое чудо, что это они догнали его. Но ни в описаниях, ни в изображениях я не нашёл ответа. В описаниях нет слов "догнал", "встретился", а в изображениях всегда трое идут рядом. Так что не очень понятно, как именно Иисус приблизился к своим ученикам.
Дальнейший разговор естественный: кто, откуда, какие новости... И ученики Иисуса рассказывают незнакомцу о своей скорби, поскольку они потеряли своего учителя и пророка, того, кого они считали мессией, сошедшим с небес спасителем мира. а теперь вот и мессии нет, и надежды нет. И неожиданно получают от незнакомого спутника очень жёсткий выговор и справедливые, но крайне неприятные, упрёки в неверии. Ибо мессия, Спаситель мира, и должен искупить все грехи мира, приняв на себя все страдания мира, испытав их на себе. В том числе и смерть, позорную смерть уголовного преступника, ничем не заслуженную и несправедливую. И если они не радуются сбывающемуся предсказанию самого Иисуса, то они или плохие ученики или на самом-то деле не считают своего учителя мессией.
Для них эта мысль оказалась новой и неожиданной. Они начали расспрашивать попутчика, и беседа продолжилась уже в самом Эммаусе, в первой харчевне, в которую они зашли, чтобы подкрепиться с дороги. И здесь Иисус раскрывается перед ними.
Крайне интересно - как это происходит. Иисус преломляет хлебец и предлагает его спутникам. Лука присутствовавший на тайной вечере, видит знакомый жест, знакомые руки, слышит знакомые слова.
И для него это не просто дежавю. Это момент постижения истины, момент окончательного уверования. Момент утверждения его миссии евангелиста.
Этот жест евхаристии - повторение и продолжение причастия, начатого на тайной вечере.
И художники увековечивают рождение ритуала.