Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Хлопковый ад. Советская Средняя Азия давала стране "белое золото", а ее население жило в нищете

Оглавление

Хлопок в Советском Союзе неслучайно называли «белым золотом». И дело не только в том, что он шел на изготовление тканей, ваты или даже пороха.

Узбекский хлопчатник. Фото wikimedia.org
Узбекский хлопчатник. Фото wikimedia.org

Главное, что хлопок являлся одним из важнейших источников поступления валюты в СССР. Например, в 80-е страна ежегодно получала от экспорта хлопка-сырца около 1 млрд. инвалютных рублей.

Почему же цифры производства «белого золота» и валютных поступлений ежегодно росли, а уровень жизни в среднеазиатских республиках был одним из самых низких в СССР? Неужели Москва и РСФСР все забирали себе?

Попробуем разобраться.

Основными хлопководческими регионами были Узбекская (70% от общесоюзного производства) и Туркменская ССР (15%). Обе республики выручали от продажи хлопка на внутреннем и внешнем рынках миллиарды.

Плюс Москва перечисляла примерно столько же из союзного бюджета. Но почему-то на жизни простых тружеников, особенно сельских, это никак не сказывалось.

И вот почему.

1. Деньги тратили не на людей

Значительная часть поступлений уходила в саму хлопководческую отрасль. Строились оросительные каналы, сети дорог, предприятия первичной переработки хлопка.

Также средства тратились на диверсификацию экономики, т.е. создание новых производств. И что немаловажно, в привлечение специалистов из других регионов СССР. «Русские» (среди которых были уроженцы Нечерноземья, Прибалтики или Закавказья) ехали в Среднюю Азию за длинным рублем, за возможность быстро получить жилье, за карьерным ростом.

Впрочем, весьма нужная и полезная диверсификация завершена не была, особенно в Узбекистане. После массового исхода русскоязычного населения большинство производств остановилось. Сотни миллионов рублей, когда-то вложенные Москвой в их строительство ушли в никуда.

И третья важная статья расходов – неоправданные инвестиции во внешний лоск. При Рашидове, руководившем Узбекской ССР с 1959 по 1983 гг., Ташкент был фактически выстроен заново, превратился в современный мегаполис. Несмотря на возражения Москвы, там построили метрополитен.

Старинные города Самарканд и Бухару отреставрировали и превратили в роскошные музеи под открытым небом.

Все эти затраты дело конечно хорошее, но республика столько не зарабатывала!

Хлопчатник на гербе Узбекской ССР. Общественное достояние
Хлопчатник на гербе Узбекской ССР. Общественное достояние

2. Тотальная коррупция

Подсчитать, сколько из поступивших в бюджет республик денег было банально разворовано, не удастся никогда. Можно только прикинуть, исходя из конфискованного у фигурантов так называемого «хлопкового дела».

Под этим термином подразумевается серия уголовных дел по обвинению ряда руководящих работников советских среднеазиатских республик в хищениях и растратах.

В расследованиях фигурировало около 1,5 млрд. советских рублей, потраченных на взятки, и банально украденных с помощью приписок. И это только то, что смогли доказать. Сколько осталось «зарытым» никто не знает.

Так, например, у расстрелянного начальника ОБХСС Бухарской области, зарплата которого составляла 180 руб. в месяц, при обыске нашли денег, золота и ценностей на 1,5 млн. руб.

Сотни тысяч рублей изымали в домах и выкапывали в огородах у председателей хлопководческих колхозов, у работников министерства хлопкоочистительной промышленности, у крышевавших их милицейских генералов и прокуроров.

Несколько сотен семей стали миллионерами и банально не знали, куда девать награбленное добро. И в тоже время, основная масса крестьян, занятых на выращивании и переработке хлопка, жила в нищете.

В 1988 г. в Прокуратуре СССР состоялась выставка конфискованных ценностей в Узбекистане. Общественное достояние
В 1988 г. в Прокуратуре СССР состоялась выставка конфискованных ценностей в Узбекистане. Общественное достояние

3. Среднеазиатский феодализм

Советская власть так и не смогла изжить традиционные феодальные отношения, характерные для Средней Азии. В какой-то мере Москва и не стремилась этого делать, закрывая глаза на все, ради поступления «белого золота».

Партийные начальники, председатели колхозов, силовики, мало чем отличались от дореволюционных баев. Своих подчиненных они превращали в безвольных рабов.

Крестьяне работали за гроши. Права на труд и охрану труда никто не соблюдал. Рабочие дни по 16 часов, рукоприкладство начальников, изматывающий ручной труд под палящим солнцем – это будни хлопкороба.

Жаловаться бесполезно. Отказаться нельзя. Узбекские и туркменские баи, рассказывали о коммунизме с высоких трибун, а сами построили настоящий феодализм с крепостными крестьянами и сословной системой.

Порабощению сельского населения способствовала и низкая грамотность в хлопководческих республиках. Баям не нужны были умные и грамотные работники, им требовались бессловесные ишаки.

4. Грамотность населения

Несмотря на союзные вливания, уборка хлопка так и не была автоматизирована. Людей не хватало.

Сборщики хлопка. Современный Узбекистан. Фото wikimedia.org
Сборщики хлопка. Современный Узбекистан. Фото wikimedia.org

Оставались дети.

Каждую осень автоколонны с учениками школ, учащимися профтехучилищ и студентами ВУЗов, отправлялись в разные районы республик на помощь колхозникам. Не на день или два, а на несколько месяцев.

Дети работали наравне с взрослыми, жили прямо в поле во временных бараках без удобств, испытывали, как и все, проблемы с чистой питьевой водой, но самое главное они не учились.

И если из студентов и школьников Ташкента формировали образцовые стройотряды, с хорошим снабжением и условиями проживания, то миллионы школьников из сельской местности сгонялись как рабы. Сначала на посевную, потом на прополку сорняков, потом на сбор урожая…

Все это приводило к тому, что количество рабочих дней у сельских детей, превышало количество учебных.

- Многие ученики к концу курса обучения имеют знания на уровне пятых-шестых классов,

- жалуется в газете «Правда» за 24.11.1988 не кто-нибудь, а министр образования Туркменской ССР.

Он же в интервью рассказывает о жутких случаях гибели детей прямо на полях. Даже хронические заболевания сердца не давали возможности избежать унизительного рабского труда. Потому что, как говорит министр:

- Горько осознавать, но сегодня для многих, сельский школьник – это, прежде всего производственная единица и уже потом ученик, ребенок.

Хлопчатник на гербе Туркменской ССР. Общественное достояние
Хлопчатник на гербе Туркменской ССР. Общественное достояние

В итоге, что собой представляет советская хлопковая республика?

Это территория беззакония, а точнее сословного права, когда у разных социальных групп, существуют (неважно юридически или фактически) разные права и обязанности.

Вся власть сосредоточена в руках небольшой группы чиновников и хозяйственников (олигархов), а правоохранительные органы, попирая закон, обеспечивают им безнаказанность.

Колоссальные доходы от добычи сырья разворовываются власть предержащими или тратятся на бессмысленные мегапроекты.

Образование в упадке, социальное обеспечение отсутствует. Простые труженики живут в нищете. Финансируется лишь столица.

А по телевизору каждый день рассказывают об успехах и новых грандиозных планах.

Если кто не понял, я про Узбекскую и Туркменскую ССР.
Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Узбекистан и частично Туркменистан не оправились от негативных последствий выращивания хлопка до сих пор. В том числе и потому, что т.н. называемая «элита» этих стран – те самые краснобаи советских времен. И по-другому они не умеют.

Понравилась статья, тогда ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: