Уборка началась раньше, чем собирались. Жаркий июнь и сухой июль приблизили ее на две недели. Проехав с агрономом по полям, Мельников принял решение начать косовицу, чтоб зерно не перестояло.
Поля стояли темно-желтые, и даже с дороги было видно, какой тяжелый колос качается на крепком стебле. Виктор вошел в густую пшеницу, сорвал колос, размял его в руке. На ладони оказалось с десяток зерен, крупных, одинаковых, с едва заметным пушком на боках. Вот он, результат целого года трудов, переживаний, нервов. Теперь нужно собрать все до зернышка. Правда, автобат пока еще не приехал – его ждали через десять дней. Что ж, придется начинать своими силами. В этом году обещали моряков прислать, то-то девкам будет радости! Правда, моряки эти от моря за полтыщи километров, но обслуживают морскую авиацию и носят морскую форму.
Виктор был занят целыми днями, приезжал домой только когда совсем стемнеет. Он похудел, почернел от загара, но когда приезжал домой, лицо его преображалось. Маленькая Наташа уже узнавала его, начинала прыгать на руках у матери и улыбалась ему во все свои два зуба. Виктор скучал по своему внуку, который и деда-то не знает как следует. А Ирина и вовсе не успела стать бабушкой... Поэтому он всегда брал ее на руки, и она, слегка отстранившись, внимательно рассматривала его.
Евдокия работала на весовой, принимала и отправляла зерно. Урожай был хороший, но работали пока в две смены – пока косили на свал, определяли зрелость зерна, прикидывали урожайность. Первые обкосы полей уже показали, что в этом году зерна будет больше, если удастся убрать все. Виктор обязательно заглядывал на весовую хоть раз в день. Когда Евдокия спрашивала, когда же они отметят его юбилей, он отмахивался: какой юбилей – уборка отнимает все силы и время.
Марина прислала телеграмму, в которой сообщала, что она вместе с мужем и сыном приедут в ближайшее воскресенье. Евдокия твердо сказала:
- Значит, так: мы готовим стол, ждем гостей! Витя, Марина так редко ездит, а тут с мужем едет, так что ты должен понять и хоть немного побыть с ними. И с нами, - добавила она с улыбкой.
Виктор понимал, что нужно общаться с дочкой м внуком, да и зять у него неплохой – военный летчик, старший лейтенант. Видимо, отпуск дали.
- Ладно,- сдался он. – Готовьте!
В субботу Евдокия, Ольга и Наташенька отправились на квартиру Виктора, чтобы убрать там, приготовить все необходимое. День был жаркий, горячий ветер не освежал, даже у речки не было свежести. Деревья стояли, покорно опустив ветки и листья, не пытаясь сопротивляться зною. Небо было похоже на выгоревший ситец, только края слегка потемнели. Даже птицы начинали петь ближе к вечеру, а днем только неутомимый жаворонок трепетал в вышине над убранными полями.
Во дворе дома Виктора было прохладно – давали о себе знать роскошные липы и голубые елки, которые вплотную подходили к окнам квартиры. На лавочке сидели женщины, живущие в этом доме и по соседству. Увидев Евдокию с дочкой и внучкой, приветливо поздоровались:
- Здравствуй, Дуся!
-Здравствуй, Кирилловна! Пришли посмотреть, как тут квартира? Мы присматриваем, так что все тут в порядке.
- Да нет, Марина приезжает, нужно приготовить кое-что.
- А, дочка едет? Одна или с семьей? – любопытничали на лавочке.
- С семьей, - отвечала Евдокия, открывая дверь.
Когда они скрылись за дверью, женщины наперебой стали обсуждать их:
- Глянь-ка, как Дуся изменилась – прямо не похожа на себя!
- А что ж ты хотела – была Дуська, а теперь Евдокия Кирилловна! А Ольга какая – катает себе колясочку, как ни в чем не бывало! Будто и не нагуляла она.
- Так что ей теперь, всю жизнь от людей прятаться?
- А Дорошины вот не знают внучку и живут себе, в свое удовольствие!
- Ну, не скажи! Нина там вертится, как белка в колесе, невестка такая попалась, что палец в рот не клади! Молодые собираются переезжать в район, Илюха в милицию устроился, так будут там жить. Так невестка потребовала, чтоб за квартиру родители платили или купили им там домик. Нина не знает, что делать. Где взять таких денег, чтоб купить хату в райцентре?
Евдокия и Ольга вытерли пыль, приготовили постели на завтра и стали готовить угощение. Они сварили овощи для винегрета, Евдокия поставила тесто для пирога. Ольга уложила малышку на кровать, а сама старалась помочь матери.
К вечеру пирог был готов, винегрет и оливье стояли в холодильнике, курица была замаринована, чтобы завтра сразу поставить в духовку. Помидоры и огурцы ждали на грядке. Закончив приготовления, Евдокия и Ольга пошли домой.
День клонился к закату, солнце уже коснулось горизонта, распустив веер лучей через редкие облака, спешившие вслед за ним. Длинные тени полосами лежали на дороге, на домах, и от этого мир казался полосатым. Малышка лежала в коляске, теребя соску-пустышку. Проходя мимо дома Дорошиных, Ольга старалась не смотреть в его сторону, хотя ей очень хотелось. Не поворачивала голову в ту сторону и Евдокия. Поэтому они не видели, как сквозь ветки смородины, растущей у самого забора, украдкой смотрела на них Нина Григорьевна. Смотрела с завистью, будто было у этих женщин такое богатство, о котором она и мечтать не могла.
Утром Евдокия встала до света – она всегда так вставала, нужно было управиться по хозяйству, приготовить завтрак. А сегодня она еще хотела поздравить мужа в юбилеем. Она тихо подошла к нему, несколько минут смотрела на него спящего. «Неужели этот красивый, сильный мужчина – мой муж?» - думала она. Разве могла она мечтать об этом еще год назад? Она могла тогда только вздыхать, притом чтобы никто этого не заметил! И вот теперь он здесь, в ее доме, в ее постели... Виктор открыл глаза, потянулся к жене.
- Иди ко мне, - тихо сказал он.
Евдокия наклонилась, поцеловала мужа.
- С днем рождения, Витя! С юбилеем тебя!
- Спасибо, Дуся, спасибо, дорогая! – он поцеловал ее прижал к себе.
- Витя, вставай, я хочу подарить тебе... – она достала рубашку, галстук, которые он купила ему. – Сегодня Маринка приедет, надо, чтобы ты был красивым! Хотя ты и так у меня красивый! Надо идти на квартиру, готовить.
- Не наготавливайте вы!
- Ну это давай мы будем решать, хозяйки.
К обеду к дому подъехали красные «Жигули». Из них вышла Марина с сынишкой и два молодых человека. Увидев их в окно, Евдокия вышла их встречать.
- Знакомьтесь, тетя Дуся, - это мой муж, Иван, а это – его друг – Николай. Они вместе служат, - представила их Марина.
У двери их встретила Ольга. Марина представила их и ей.
- А это моя сводная сестра Ольга, - сказала она.
Ольга протянула руку молодым людям. Николай, пожав ее, слегка задержал. Ольга осторожно вынула руку из его ладони.
- Проходите, - пригласила она. - Дядя Витя скоро придет, он поехал посмотреть поля, как идет уборка.