Сложно представить, но в начале прошлого столетия за право быть автором проекта деревенского храма на Смоленщине боролись самые громкие имена – Илья Репин, Виктор Васнецов и Константин Коровин.
О том, кто победил, исследователи спорят до сих пор, ясно одно – меценат, просветитель и просто красивая женщина с безупречным вкусом Мария Тенишева в конечном итоге присвоила авторство себе (она выбирала и лично дорабатывала проект), а помогали ей в создании (предположительно и в разное время) Сергей Малютин и Иван Барщевский.
Получился архитектурный шедевр и по совместительству едва ли не последний храм, построенный в псевдорусском стиле. С одного ракурса он кажется утонченным и вытянутым, с другого – приземистым и объемным. Он отдаленно напоминает знакомый до боли образ (русский терем?) и одновременно вообще ни на что не похож.
У входа на нас как будто с укоризной и одновременно болью и страданием глядит гигантский Спас – мозаика из крупной нешлифованной смальты работы Николая Рериха.
Оформлением внутреннего убранства тоже занимался Рерих, а помогали ему сыновья. Но мы, к сожалению, никогда не оценим замысел художника – фрески полностью утрачены. В ранний советский период в храме сначала хранили зерно, а потом минеральные удобрения.
К слову, в Храм Святого Духа так не был освящен. Кропотливый труд длиной в полтора десятилетия (к его созданию Тенишева относилась с максимальным перфекционизмом) прервала Первая мировая война. После революции помещица покинула Родину.
Храм пережил несколько неудачных реставраций, в 1990 жители ближайшего села перечисляли свою месячную пенсию, чтобы спасти его всем миром. Подробно о грустной истории и художественных особенностях усадьбы Марии Тенишевой мы написали здесь.
👍 поддержите наш молодой канал лайком или подпиской и мы расскажем ещё много интересного о прогулках по Смоленску и окрестностям.
♥️ Читайте также про самую протяжённую кремлёвскую стену в нашей стране, уникальный собор в Калужской глуши и самый необычный российский музей.