Найти тему

Храм Святого Духа в Талашкине – амбициозный арт-проект начала ХХ века

Сложно представить, но в начале прошлого столетия за право быть автором проекта деревенского храма на Смоленщине боролись самые громкие имена – Илья Репин, Виктор Васнецов и Константин Коровин.

Выдающиеся художники начала ХХ века предлагали Марии Тенишевой построить пяти- и даже семиглавый собор, но помещица отвергла все грандиозные проекты в пользу скромного храма, идеально вписавшегося в деревенские пейзажи
Выдающиеся художники начала ХХ века предлагали Марии Тенишевой построить пяти- и даже семиглавый собор, но помещица отвергла все грандиозные проекты в пользу скромного храма, идеально вписавшегося в деревенские пейзажи

О том, кто победил, исследователи спорят до сих пор, ясно одно – меценат, просветитель и просто красивая женщина с безупречным вкусом Мария Тенишева в конечном итоге присвоила авторство себе (она выбирала и лично дорабатывала проект), а помогали ей в создании (предположительно и в разное время) Сергей Малютин и Иван Барщевский.

Есть мнение, что архитекторы вдохновлялись не только исконно русскими образами, но и формой пирамиды и даже пагоды
Есть мнение, что архитекторы вдохновлялись не только исконно русскими образами, но и формой пирамиды и даже пагоды

Получился архитектурный шедевр и по совместительству едва ли не последний храм, построенный в псевдорусском стиле. С одного ракурса он кажется утонченным и вытянутым, с другого – приземистым и объемным. Он отдаленно напоминает знакомый до боли образ (русский терем?) и одновременно вообще ни на что не похож.

Сюда стоит приехать хотя бы только для того, чтобы своими глазами увидеть мозаику на входе
Сюда стоит приехать хотя бы только для того, чтобы своими глазами увидеть мозаику на входе

У входа на нас как будто с укоризной и одновременно болью и страданием глядит гигантский Спас – мозаика из крупной нешлифованной смальты работы Николая Рериха. 

Исследователи считают, что в выбор мрачной гаммы цветов неслучаен – художник хотел передать боль, нерв и тревогу своего времени
Исследователи считают, что в выбор мрачной гаммы цветов неслучаен – художник хотел передать боль, нерв и тревогу своего времени

Оформлением внутреннего убранства тоже занимался Рерих, а помогали ему сыновья. Но мы, к сожалению, никогда не оценим замысел художника – фрески полностью утрачены. В ранний советский период в храме сначала хранили зерно, а потом минеральные удобрения. 

Принципиальной позицией помещицы стало использование в строительстве местных материалов
Принципиальной позицией помещицы стало использование в строительстве местных материалов

К слову, в Храм Святого Духа так не был освящен. Кропотливый труд длиной в полтора десятилетия (к его созданию Тенишева относилась с максимальным перфекционизмом) прервала Первая мировая война. После революции помещица покинула Родину.

Храм пережил несколько неудачных реставраций, в 1990 жители ближайшего села перечисляли свою месячную пенсию, чтобы спасти его всем миром. Подробно о грустной истории и художественных особенностях усадьбы Марии Тенишевой мы написали здесь.

👍 поддержите наш молодой канал лайком или подпиской и мы расскажем ещё много интересного о прогулках по Смоленску и окрестностям.

♥️ Читайте также про самую протяжённую кремлёвскую стену в нашей стране, уникальный собор в Калужской глуши и самый необычный российский музей.