Однажды, в далекий 1972 год, 16 августа любитель подводного плавания Стефано Мариоттини, погрузившись в море на расстоянии не более трехсот метров от берега, случайно увидел на глубине около 8ми метров смутные очертания человеческих фигур. В первую очередь ему в глаза бросилась левая рука одной из статуй (впоследствии ее назвали «воином А»1), которая торчала из песка.
Представляю как сначало испугался Стефано!
Вот, кстати, он на фото со своей находкой в момент смакования своей славы первооткрывателя.
О скульптурах
Скульптур оказались две, хоть и существует мнение, что их было больше.
Предполагают, что обе скульптуры происходят из аттической мастерской Фидия середины V в. до н. э. — времени наивысшего подъема древнегреческого искусства. В этом и есть их уникальность, ведь большая часть древнегреческой скульптуры известна только по позднейшим римским мраморным копиям.
Обе статуи изображают воинов, стоящих спокойно, но не расслабленно; один из них более сдержан, у другого испуганное выражение лица. Воины обнажены (как требовала художественная традиция — это так называемая «героическая нагота»); на одном из них шлем — и, видимо, оба держали в руках по щиту и копью, но вооружение утеряно. Их рост — почти человеческий, но слегка преувеличенный (около 2х метров), как раз настолько, чтобы создавать ощущение редкостной мощи.
Внутри они полые, и бронзовые части, из которых они состоят, отливали отдельно по уникальной технологии, а потом собирали, как детали конструктора (так, например, отдельно отлиты передние части их ступней, а на ступне, в свою очередь — средний палец). Их зрачки сделаны из золотой пасты, губы и соски — из меди, зубы и ресницы (ресницы!) — из серебра, глаза выполнены в технике инкрустации с использованием кости и стекла.
Как зовут этих героев. Возможно Гектор и Ахилл. Высказывали предположение, что один из них — Аякс, чаще других останавливаются на гипотезе, что это братья-диоскуры, сыновья Зевса: Кастор — укротитель коней и Полидевк — знаменитый кулачный боец.
Как воины оказались в Италии
O том, как прибыли эти воины в Италию, уже создано несколько гипотез. Наиболее вероятной считается следующая.
Во врeмена Луция Муммия, когда римские войска разгромили в 146 году до н. э. Ахейский союз, либо при Корнелии Сулле, разбившем в 86 году до н, э. понтийские войска в Греции, римские легионеры беспощадно грабили произведения древнегреческого искусства. Тогда-то сорванные c пьедесталов статуи воинов были погружены на корабль, но во время бури сброшены в воду как балласт, и трофеи, так и не достигли Рима.
Калабрийцы, особенно жители Риаче, настаивают, однако, на другой версии, согласно которой эти скульптуры — местного происхождения; они были запрятаны в море, когда внeдрялось христианство и была объявлена война языческим символам.
Тем не менее, как по мне, эти скульптуры интересно увидеть не только интересующимся историей и археологией, но и тем, кому близка тема тела, - то есть фитнеса и бодибилдинга. Кроме шуток – ведь эти скульптуры это отображение стандартов мужской красоты 5 века до нашей эры. Версия совершенного человека с совершенным телом того времени. Только задумайтесь об этом! Разве не любопытно на это посмотреть? Заинтересовала?