В настоящее время под кокардой понимается металлический или матерчатый знак установленного образца, расположенный на форменном головном уборе. Если сейчас военная (и любая) форма достаточно лаконична, раньше дело обстояло слегка иначе — и история русской военной формы (и головного убора) довольно сложна. Дело в том, что прежде на военном головном уборе, начиная от кивера и треуголки и заканчивая кепи и фуражкой, находилось место для сразу нескольких форменных знаков. Попробуем разобраться, какой именно из них следует считать кокардой.
Кокарда — предмет заимствованный: русская военная (и флотская) форма после петровских реформ развивалась в русле общеевропейских армейских тенденций. Появившись во Франции (хотя есть сведения о ее использовании еще мадьярской конницей в XVII веке), кокарда сначала представляла собой крепившийся к головному убору небольшой султанчик из перьев, а чуть позже — матерчатый бант или ленту определенных цветов.
Как известно, государственная символика появляется на головных уборах русской армии еще во времена Петра Первого; это штампованные металлические орлы на гренадерских шапках. Почему их нельзя назвать кокардами? Видимо, потому, что ни в то время, ни после они так не именовались и таковыми не являлись (чуть ниже будет ясно, почему). Первые же кокарды были введены при Анне Иоанновне под названием «полевого знака» в 1731 году: они представляли собой матерчатый бант белого цвета (шелковый у офицеров и суконный или шерстяной у нижних чинов). Изначально введенная для ношения на треугольных шляпах в мушкетерских ротах, затем в остальных частях армии — кроме тех, где головной убор был жестким (у тех же гренадер). Причем на треуголках штаб- и обер-офицеров кокарда могла варьироваться от небольшого бантика до настоящего пышного банта.
При Петре III был изменен цвет кокарды — на прусский манер, она стала черно-оранжевой, как в армии Фридриха II. Белый цвет был возвращен Екатериной — при ней головные уборы пехоты вновь украшались бантом из белой тесьмы.
Павел I, по понятным причинам, установил черно-оранжевую кокарду вместо белой для своих гатчинских кирасир (еще в 1793 году), а после восшествия на престол в 1796 заменил такой кокардой белую для всей армии. Правда, он добавил к этим цветам еще и малиновую полоску (после того, как стал гроссмейстером Мальтийского ордена), но уже при Александре I она исчезла — кокарда окончательно стала черно-оранжевой, с белой наружной окантовкой. Именно при Александре кокарда становится «гофрированной» — теперь к треуголке крепится не бант, а скрученная из черной шелковой ленты с оранжевой оторочкой гофрированная матерчатая кокарда с пуговицей, к которой пристегивается галунная петлица (у офицеров) или витой плетеный жгут (у генералов). К кокарде при этом крепился черно-оранжево-белый плюмаж.
При Александре появляются и металлические кокарды (к примеру, на киверах или уланских шлемах): их предшественником являлся репеек — обтянутая сукном небольшая деталь, служившая для фиксации султана на кивере. Вдобавок, вводятся фуражные шапки — то есть фуражки: с начала 1810-х годов они получают распространение в армии, в качестве повседневного головного убора. Позже фуражка вводится и на флоте. При Николае I матерчатые кокарды постепенно выходят из употребления, они становятся металлическими, трехцветными, овальной формы, —что окончательно утверждается в 1844 году. Кокарда с этого времени носится не только на фуражках, но и на киверах. И носится она там не одна: в комбинации с изображением Государственного герба (двуглавого орла), зачастую с металлической лентой «За отличие» (если таковая присвоена подразделению). При этом и орел, и лента «кокардами» не являлись и не именовались (лента на головной убор и вовсе представляла собой род коллективной награды). На кавалергардской или кирасирской каске спереди крепился герб — а кокарда(металлическая, круглой формы) располагалась под основанием подбородной чешуи с правой стороны.
Постепенно металлическая овальная кокарда переходит почти на все виды армейских головных уборов — фуражки, кепи и шапки, зачастую используясь в комбинации с двуглавым орлом и лентой. «Сияние» на металлических офицерских кокардах — не что иное, как дань традиции, имитация гофрированной «волны» на матерчатой кокарде. Кокарды нижних чинов этого «сияния» лишены: они имеют гладкую окантовку. Иногда такие кокарды, сохранившиеся в идеальном состоянии, имеют маленькую петельку с краю поля: для удобства они хранились в каптерке нанизанными на суровую нитку, и при выдаче петелька отламывалась. Сами же кокарды крепились к головному убору при помощи плоских усиков-кляммеров.
В литературе можно прочесть и об «экзотических» вариантах кокард в русской армии: например, «Адамовой голове» у полка генерала Бакланова или гусарского Александрийского полка: в данных случаях речь все же идет об эмблемах, которые носились в сочетании с кокардой. Пожалуй, лишь в 4-м стрелковом полку была особая кокарда — уставная, но с наложенным на нее ополченским крестом. Также чины, состоявшие на службе в Российском обществе Красного Креста, имели в центральной части кокарды его изображение. Великую войну российская армия встретила с кокардой образца 1907 года — овальной формы, с «сиянием» у офицеров и без оного у нижних чинов, в ее центральной части был помещен медальон из чередующихся черных и золотых (оранжевых) полос.
После Февральской революции центральную часть кокарды предписывалось закрасить в красный цвет, но после Октября большевики отменяют и кокарды, и все прочие старорежимные знаки различия.
В Красной Армии место кокарды заменяет красная звезда (сначала с плугом и молотом, затем с серпом и молотом). Кокарда вновь появляется только в 1940 году —круглой формы и только на генеральский головной убор. Овальной формы кокарда «вернулась» только в 1955 году, став принадлежностью головных уборов не только генералов, но и офицеров. В ее центре на белом фоне располагалось изображение красной звезды с серпом и молотом, окруженное «сиянием», как на дореволюционной кокарде.
В современной России кокарда вооруженных сил (сознательно не рассматриваем все прочие ведомства, которым полагается униформа) совмещает в себе элементы дореволюционного и советского времени — овальная, металлическая, с черно-оранжевым медальоном, окруженным «сиянием», и наложенной поверх медальона пятиконечной звездой.
Лейбштандарт — для покупки или продажи настоящих старинных реликвий!