В 965 году освободив земли Тмутаракани от присутствия хазар, Святослав занял Корчев (Керчь) на восточной оконечности Крыма, и приблизился к Херсонесу – столице византийских владений в Тавриде.
Усиление могущества русского государства при Святославе обеспокоило Византию. Русь вышла к Крыму, к месту стратегических интересов греков в Причерноморье. В Византии рассчитывали повлиять на политику Святослава через его мать княгиню Ольгу, принявшей в 955 году православие. Ольга стала упрашивать Святослава быть христианином, бросить военные походы и мирно княжить с ней на землях Руси. Житие Георгия Амастрийского ( IX век) рисует суть насаждения христианства среди язычников, под влиянием которого «люди более свирепые, чем волки, становятся кроткими овцами» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.). – М., 2009, т. II, c. 130].
Ромеи считали себя центром мировой империи, а свою историю – историей Мира. По византийскому церемониалу «проскинесису» все прибывшие на прием к императору, в том числе иностранные послы, проходили обряд поклонения – падали ниц, распластавшись на полу тронного зала. Этот обряд совершался дважды – в начале и конце приема. «Проскинес» символизировал власть императора Византии, а один из его титулов звучал как «космократор» - владыка мира.
Из истории Византийской империи известно, что покорение или подчинение варваров считалось одной из доблестей правителя ромеев. Император Юстиниан I (†565 г.) прибавил к своему титулу эпитет «Антский», хотя лично ни одной победы над антами-славянами не одержал. Ромеи презрительно именовали скифами все близлежащие к ним народы – болгар, венгров, а русов Святослава звали тавроскифами.
Византия для достижения целей имперского гегемонизма, в частности, использовала испытанное средство – христианизацию варварских народов. Принятие христианства часто превращало врагов империи в ее союзников и вассалов.
Когда Ольга стала упрашивать Святослава быть христианином, то он прямодушно ответил ей, что если он примет иной закон христианский, то его варяжская (языческая) дружина этого не примет, он же, князь-воин Святослав, без своей дружины станет никем. «Христианство было отвергнуто Святославом, так как он и его бояре хорошо знали, что за крещением последует вассалитет по отношению к Византии и очередной цесарь охотно назовет его «сыном» в феодальном смысле» [Лазарев Ю.Г. Летопись древней Руси: что скрыто между строк? – М., 2010, c. 200].
Поскольку по христиански смирить Святослава не удалось, греки решили столкнуть в войне двух своих опасных соперников - Русь и Болгарию. Византия, в то время, воюя с арабами, опасалась Болгарии и с 927 года платила ей дань. Отношение греков к Болгарии тех лет изложено в труде Константина Багрянородного «Об управлении государством», где он назвал болгар «богомерзким народом». Он преподал своему сыну наследнику наставления, каким образом можно вредить Болгарии. Столь же негативные оценки получили в этом сочинении другие явные или потенциальные противники империи Русь, Хазария, Угры.
Открытый разрыв отношений Болгарии и Византии произошел в 966 году. Император Византии Никифор Фока, впав в неистовство, заявил болгарским послам: «Горе ромеям, если они, силой оружия обратившие в бегство всех неприятелей, должны, как рабы, платить подати грязному и во всех иных отношениях низкому скифскому племени!... Неужели я, самодержавный государь ромеев, покорюсь нищему, грязному племени и буду платить ему дань? - Он тут же приказал отхлестать послов по щекам и сказал им: «Идите к своему вождю, покрытому шкурами и грызущему сырую кожу, и передайте ему: великий и могучий государь ромеев в скором времени придет в твою страну и сполна отдаст тебе дань, чтобы ты, трижды раб от рождения, научился именовать повелителей ромеев своими господами» [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 36].
Византийский император Никифор Фока, учитывая союзный договор между Русью и Византией, оберегая жизни благородных ромеев, решил использовать войска Святослава против болгарского царя Петра. По договору Игоря с Византией от 944 года, русские князья должны были помогать союзной им Византии.
В 967 году к Святославу прибыл посол императора, знатный патриций, наместник Византии в Крыму, сын херсонесского стратига Калокир с дарами, в том числе лишь одного золота около 450 кг. [Нечволодовъ А. Сказанiя о русской земле. - СПб., 1913, ч. I, c. 140]. Это красноречиво говорит о том, насколько высоко было значение Святослава для греков. Так, в этой связи, можно упомянуть, что мать Святослава Княгиня Ольга при крещении получила подарки от греков мелким серебром на сумму в эквиваленте всего около 300 г. золота.
Знатный византиец Колокир при встрече со Святославом был поражен его личностью, благородством поведения с подданными как "первого среди равных", привычными для русов обычаями военной демократии. Молодой патриций Колокир, воспитанный в удушливом мире тленной Византии, погрязшей в интригах, злобе и коварстве, всей душой потянулся к Святославу, открыв ему подлинную цель своей миссии. Святослав оценил искренность Колокира и они быстро подружились, более того, заключили между собой союз. По Льву Диакону Святослав «соединился с Калокиром узами побратимства» [История. - М., 1988, с. 44], что стало единственно известным случаем побратимства Святослава с кем либо.
Дружеский союз между Русью и Херсонесом коренным образом изменил политическую ситуацию не только в северном Причерноморье, но и на юге Европы вообще. Калокир предложил Святославу помочь стать ему греческим царем. По византийскому историку Скилице (род. после 1040), Колокир обещал Святославу сделать русов «на всю жизнь своими союзниками и друзьями» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.) – М., 2009, т. I, c. 220].
Для более тесного военного взаимодействия, Колокир посоветовал Святославу прочно обосноваться в Болгарии, перенеся туда свою ставку. Колокир указал Святославу, что его поход в Болгарию не вызовет особых затруднений, поскольку он имеет болгарское родство по материнской линии.
Святослав вполне оценил дельные советы Колокира, наполнив их новым содержанием. Свое дружинное войско он ориентировал на совершенно новую задачу, не сколько на разгром врага и воинскую добычу, но на дружественное сосуществование с болгарами на их земле, выступая в роли их покровителя и защитника, подобно тому как это было во время похода Святослава на земли славянских вятичей.
Золото полученное от Колокира Святослав использовал для найма дружинного войска платя ему вперед не только за воинские услуги, но и за оседлое расселение в военных поселениях на землях Болгарии. При этом воинам разрешалось брать с собой свои семьи. Недаром Лев Диакон характеризовал войско Святослава как "молодое поколение тавров цветущих здоровьем мужей" [История. - М., 1988, с. 44].
Союз с Херсонесом при подготовке похода на Болгарию позволил Святославу использовать фактор внезапности. Херсониты не предупредили болгар о выходе в Черное море русского флота. В отличие от походов Олега и Игоря на Царьград, свое дружинное войско Святослав разместил только на кораблях.
В 967 году войско Святослава на судах вошло в устье Дуная и по реке вступило в Болгарию. Болгарский царь Петр собрав 30 тыс. армию, попытался вступить в бой с русами. Не выдержав мощного натиска войска Святослава, ринувшегося на неприятеля прямо с кораблей, болгары попросту разбежались. Царь Петр, ошеломленный потерей своего войска, скоропостижно скончался.
Часть болгарских воинов вошло в войско Святослава. 80 болгарских городов по Днестру и Дунаю, добровольно сдались без боя. Тогда же и Угры (Венгры) выразили Святославу «любовь и согласие твердое» [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1773, кн. II, гл. IV, c. 45].
Святослав обосновался в столице Болгарии Преслав, решив назвать ее Переяславцем. Есть версия, что Святослав обосновался не в Преславе, а в крепости Малая Преслав (Малый Переяславец), на правом берегу Дуная, (Кичи-Кый по-булгарски), перед его дельтой. По Л.Н. Гумилеву, Малая Преслава находилась не берегу реки Враны: "В Болгарии было две Преславы; одна Мегалополис - на берегу Дуная, вторая, малая, - Марциа-нополь - основана Траяном и названа в честь его сестры Марцианы" [Князь Святослав Игоревич - М., "Наш современник", 1991, № 7 с. 168].
Мощную болгарскую крепость Доростол Святослав сделал своей основной военной базой. Устье Дуная - важнейшей торговой магистрали южной Европы – оказалось под контролем Руси.
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.