Первая Мировая Война определила судьбу не только Российской империи, но и всей и Европейской цивилизации. До XX века Европа была на подъеме. В конце XIX века ведущие державы Европы и их периферия – США и Российская империя (не расстраивайтесь, но Россия в то время именно периферия Европы, как, впрочем, и США) контролировали практически весь земной шар в экономическом, военном и культурном аспекте. Но приходит XX век с начавшейся в 1914 году Первой Мировой Войной и все – надлом и Европейская цивилизация начинает медленно катиться под откос. После Второй Мировой Войны, когда центральные державы Европы – Англия, Франция и Германия теряют влияние и силу, предстоит еще взлет периферийных держав – России в лице Советского Союза и Соединенных Штатов. Далее следует обрушение СССР, хотя Америка еще держится, но общая тенденция XX века вполне определенная – потеря Европейской цивилизацией мирового военного, промышленного и культурного доминирования. И не надо говорить про сытую и культурную Европу. Сопоставьте Европу XIX века и наше время. Представьте, что сказал бы европеец XIX века, если бы узнал, что через каких-то 100 лет арабские эмигранты будут устраивают в погромы в пригородах Парижа, турки строить мечети в Берлине а китайцы заселять Дальний Восток России. Здесь важна тенденция, а она после Первой Мировой Войны для Европы и России совсем не радужная. Почему и как это случилось?
По замыслу или недосмотру Божьему или по прихоти эволюции человек существо агрессивное и часто склонен решать возникающие перед ним проблемы за счет силы и в ущерб другим людям. В первобытную эпоху и при родо-племенном строе эта человеческая агрессивность регулировалась за счет системы противовесов: ты хочешь меня ударить – ну попробуй, прирежу. У тебя тоже нож и друг в придачу – сейчас придет куча моих родственников и из вас обоих отбивную котлету сделают. Такая система противовесов неплохо сдерживала и сдерживает человеческую агрессивность до сих пор во многих обществах и регионах (в том числе и до сих пор на Кавказе), но имеет один минус – человек постоянно напряжен необходимостью защиты себя и своего имущества. Для прогресса цивилизации необходимо эту заботу с него снять, чтобы он сосредоточился на творчестве, работе, семье и прочих более продуктивных в плане общественного развития занятиях. Функцию защиты членов общества от асоциальных типов и прочих отморозков берет на себя Государство. Теперь, если кто-то хочет кого-то ударить, он должен думать о том, что может прийти куча мужиков в погонах и сделать из него отбивную котлету. Но нельзя поддерживать порядок только страхом и все цивилизации, в том числе и Европейская цивилизация, искали способ снижения и сдерживания агрессивности человека.
Стержнем культуры Западной и Восточной Европы со времен поздней Римской империи было христианство. Для христианства, как религии, характерны две идеи - сакрализация власти и сакрализация человека (Сакральный от латинского sacralis - священный, обозначение сферы явлений, относящихся к божественному в отличие от светского, мирского).
Для нас, людей воспитанных в атеистической традиции конца XX и начала XXI века, государство это всего лишь форма организации общества, в чем-то справедливая, в чем-то нет, но для верующего христианина «правильное» государство это организация людей по божественным законам. Государство это отражение и воплощение на земле божественной справедливости, откуда и родилась известная фраза апостола Павла «Вся власть от Бога». Точка, где соприкасается божественное с людским вполне конкретна и связана с личностью человека, которой служит проводником и гарантом божественной справедливости. Для католиков это наследник престола Святого Петра – римский папа, для православных – царь «помазанник божий». Это не означает, что государство идеально, так как божественное, спускаясь на землю, закономерно искажается из-за несовершенства и греховности людской натуры, но ощущение справедливости государства и всего мироустройства в целом очень важно для христианина и всей Европейской цивилизации в целом.
Понятно, что любое государство при любой цивилизации это аппарат насилия, и европейские государства во главе с христианскими монархами не исключение. «Христианское государство» тоже имеет инструменты насилия и подавления недовольных в виде полиции и армии. Но, применять эти инструменты приходится до какой-то грани, и грань эту государству, в котором живут христиане, переходить не рекомендуется. Ситуация, когда народ в Европе начинает сомневаться в справедливости (божественности) общественного устройства приводили к грандиозному расколу церкви на католиков и протестантов и ожесточенным и кровавым религиозным войнам. Аналогично в России одна из причин религиозного раскола в том, что староверы с какого-то момента отказались считать светское государство проводником божественной справедливости, а православный монарх в их глазах потерял право быть «помазанником божьим».
А как же быть христианину с заповедью «не убий»? История Европы, как и вся мировая история, наполнена войнами. Как здесь жизнь примирялась с идеалом? Убивая врага, солдат-христианин всегда знал, что совершает грех, который ложится на его совесть. Именно поэтому в Европе и появились полковые священники, к которым шли солдаты после боя. Священник облегчал их совесть: «Ты не виноват, ты защищал Отечество (сражался за истинную веру, выполнял приказ и так далее)»! Кроме того, до Первой Мировой Войны не знали всеобщей военной обязанности. В Средние века войной занималась знать (дворяне, бояре) и небольшие, по отношению к общему населению, группы профессиональных наемников, в которые попадали, чаще всего, асоциальные типы с повышенной агрессивностью (отморозки). Основное население в войнах не участвовало, а молилось, пахало, сеяло, растило детей. В общем, жило «по совести» своими делами и заботами, соблюдая, в том числе, и заповедь «не убий». Кроме того, войны не были долговременными. Та же столетняя война между Англией и Францией шла с перерывами по 10 – 20 лет, за которые успевало вырасти мирное поколение. По факту военные действия редко превышали срок в несколько месяцев, а зимой вне зависимости от исхода компании все расходились по домам, так как до изобретения консервов кормить воинов зимой было все равно нечем. Таким образом, войны хоть и были частыми, но не оказывали на большую часть христианского населения Европы и России существенного влияния.
Окончательное разделение мира приводит к одному неприятному аспекту. Державы Европы все чаще сталкиваются между собой. Америка воюет с Испанией за Филиппины и Кубу, Италия оттяпала Ливию у Турции, а Россия неудачно конфликтует с Японией за Корею. По привычке, мнением филиппинцев, ливийцев или корейцев никто не интересуется. Все, как европейцы, так и покоренные ими народы уверены, что Европейская цивилизация доминирующая, а белые христиане отныне и навсегда занимают господствующее положение на планете. Это их долг, их привилегия, их судьба. Самое время вспомнить о грехе гордыни и ангелы с неба уже готовы трубить в трубы апокалипсиса. И апокалипсис приходит. Отдельные конфликты за сферы влияния перерастают в глобальную войну за передел мира. Но все уверены, что война будет длиться, как и раньше месяц – другой и быстро приведет к победе. Однако Первая Мировая Война затягивается на целых четыре года и втягивает в свою орбиту практически все значимые на тот момент государства земного шара.
Воюющие державы мобилизуют на фронты Первой Мировой Войны миллионы людей, которым уже 100 лет внушали, что Бога, скорее всего, нет, а человек произошел от обезьяны. Что они видят и что понимают? Что справедливости в мире действительно нет, ибо смерть перестает зависеть от человека. Можно быть очень храбрым, или очень умным, но от летящего из-за горизонта снаряда, от бомбы с аэроплана или от удушающих газов не застрахован никто. Не видя того, кого он убивает, человек перестает воспринимать убитого противника как равного ему человека, а само убийство как грех, который ложится на совесть человека. Десятки фигурок висящих вдалеке на колючей проволоке и еще сотни рассыпанных по полю, не воспринимаются существами созданными «по образу и подобию божьему». Просто еще сотни набитых мясом с костями шинелей, попавших в общую «мясорубку» - очень точный термин, характеризующий ощущение людей от Первой Мировой Войны. И в это втянуты не отдельные личности, а практически все военнообязанное поколение молодых европейских мужчин – самый творческий и продуктивный возраст. И длится эта ломка не месяц – другой, а долгих четыре года без перерыва. А, ко всему прочему, 2 марта 1917 года Николай II отрекается от престола ("100 лет русской революции"), и для русских православных людей исчезает личность, через которую для православного человека осуществляется связь общества с Богом, с небесной справедливостью. «Если царя нет – то значит все позволено!» - настроение одетой в шинели массы русских крестьян. Небольшая выдержка из письма солдата с фронета: "Жёнка пишет, купец наш обижает, просто жить невозможно. Я так решил: мы за себя не заступники были, с нами, что хошь, то и делай. А теперь повыучились. Я каждый день под смертью хожу, да чтобы моей бабе крупы не давали, да на грех...Я так решил, вернусь и нож Онуфрию в брюхо".
Насколько принципиальны для существования Европейской цивилизации сакральность власти и сакральность человека - эти идеи, уничтоженные Первой Мировой Войной? Кроме веры, у Европы мощная промышленность, наука и культура (не только религиозная). Здесь можно сравнить ситуацию с домом, крыша которого держится на четырех опорах. Уберите одну опору, и крыша не рухнет в один момент вам на голову, но начнет постепенно сползать в сторону, как медленно сползает в небытие истории Европейская цивилизация, и мы, как ее часть.