Найти тему
Армия РФ

Первая Мировая Война и закат Европы.

Первая Мировая Война определила судьбу не только Российской империи, но и всей и Европейской цивилизации. До XX века Европа была на подъеме. В конце XIX века ведущие державы Европы и их периферия – США и Российская империя (не расстраивайтесь, но Россия в то время именно периферия Европы, как, впрочем, и США) контролировали практически весь земной шар в экономическом, военном и культурном аспекте. Но приходит XX век с начавшейся в 1914 году Первой Мировой Войной и все – надлом и Европейская цивилизация начинает медленно катиться под откос. После Второй Мировой Войны, когда центральные державы Европы – Англия, Франция и Германия теряют влияние и силу, предстоит еще взлет периферийных держав – России в лице Советского Союза и Соединенных Штатов. Далее следует обрушение СССР, хотя Америка еще держится, но общая тенденция XX века вполне определенная – потеря Европейской цивилизацией мирового военного, промышленного и культурного доминирования. И не надо говорить про сытую и культурную Европу. Сопоставьте Европу XIX века и наше время. Представьте, что сказал бы европеец XIX века, если бы узнал, что через каких-то 100 лет арабские эмигранты будут устраивают в погромы в пригородах Парижа, турки строить мечети в Берлине а китайцы заселять Дальний Восток России. Здесь важна тенденция, а она после Первой Мировой Войны для Европы и России совсем не радужная. Почему и как это случилось?

По замыслу или недосмотру Божьему или по прихоти эволюции человек существо агрессивное и часто склонен решать возникающие перед ним проблемы за счет силы и в ущерб другим людям. В первобытную эпоху и при родо-племенном строе эта человеческая агрессивность регулировалась за счет системы противовесов: ты хочешь меня ударить – ну попробуй, прирежу. У тебя тоже нож и друг в придачу – сейчас придет куча моих родственников и из вас обоих отбивную котлету сделают. Такая система противовесов неплохо сдерживала и сдерживает человеческую агрессивность до сих пор во многих обществах и регионах (в том числе и до сих пор на Кавказе), но имеет один минус – человек постоянно напряжен необходимостью защиты себя и своего имущества. Для прогресса цивилизации необходимо эту заботу с него снять, чтобы он сосредоточился на творчестве, работе, семье и прочих более продуктивных в плане общественного развития занятиях. Функцию защиты членов общества от асоциальных типов и прочих отморозков берет на себя Государство. Теперь, если кто-то хочет кого-то ударить, он должен думать о том, что может прийти куча мужиков в погонах и сделать из него отбивную котлету. Но нельзя поддерживать порядок только страхом и все цивилизации, в том числе и Европейская цивилизация, искали способ снижения и сдерживания агрессивности человека.

Стержнем культуры Западной и Восточной Европы со времен поздней Римской империи было христианство. Для христианства, как религии, характерны две идеи - сакрализация власти и сакрализация человека (Сакральный от латинского sacralis - священный, обозначение сферы явлений, относящихся к божественному в отличие от светского, мирского).

Для нас, людей воспитанных в атеистической традиции конца XX и начала XXI века, государство это всего лишь форма организации общества, в чем-то справедливая, в чем-то нет, но для верующего христианина «правильное» государство это организация людей по божественным законам. Государство это отражение и воплощение на земле божественной справедливости, откуда и родилась известная фраза апостола Павла «Вся власть от Бога». Точка, где соприкасается божественное с людским вполне конкретна и связана с личностью человека, которой служит проводником и гарантом божественной справедливости. Для католиков это наследник престола Святого Петра – римский папа, для православных – царь «помазанник божий». Это не означает, что государство идеально, так как божественное, спускаясь на землю, закономерно искажается из-за несовершенства и греховности людской натуры, но ощущение справедливости государства и всего мироустройства в целом очень важно для христианина и всей Европейской цивилизации в целом.

Понятно, что любое государство при любой цивилизации это аппарат насилия, и европейские государства во главе с христианскими монархами не исключение. «Христианское государство» тоже имеет инструменты насилия и подавления недовольных в виде полиции и армии. Но, применять эти инструменты приходится до какой-то грани, и грань эту государству, в котором живут христиане, переходить не рекомендуется. Ситуация, когда народ в Европе начинает сомневаться в справедливости (божественности) общественного устройства приводили к грандиозному расколу церкви на католиков и протестантов и ожесточенным и кровавым религиозным войнам. Аналогично в России одна из причин религиозного раскола в том, что староверы с какого-то момента отказались считать светское государство проводником божественной справедливости, а православный монарх в их глазах потерял право быть «помазанником божьим».

Вторая, не менее важная идея христианского мировоззрения европейцев – сакральность человека. Человек для христианина не просто ходячее мясо на костях. Так как человек создан по образу и подобию Божьему, в нем есть «искра Божья» - душа. Имея душу, он, в отличие от животных, достоин спасения во Христе. Посягая на жизнь человека, ты не просто уничтожаешь мясо с костями, ты гасишь существующую в этом мире «божественную искру» и уничтожаешь возможность ее спасения. Убийца для православного человека на Руси - «ДУШЕгуб», а убийство для любого христианина, будь он православный, католик или протестант, это всегда грех перед Богом. Человек, виновный в убийстве, не только преследуется обществом, что было и во многих других культурах. Христианин осознает, что совершает грех, за который, даже если об этом не узнает никто, рано или поздно придется отвечать перед Богом, что и рождает чисто христианский феномен – совесть. Именно в Европе возник обычай закрывать лицо палачу и совсем не потому, что палач боялся мести родственников. В конце концов, приговор выносит судья, но он лицо не закрывает. Но палач, это человек, профессия которого убивать людей. Он убивает осужденного на смерть преступника, но даже преступник имеет душу, а значит его убийство все равно грех и человек, избравший подобное ремесло, закрывал лицо.
Вторая, не менее важная идея христианского мировоззрения европейцев – сакральность человека. Человек для христианина не просто ходячее мясо на костях. Так как человек создан по образу и подобию Божьему, в нем есть «искра Божья» - душа. Имея душу, он, в отличие от животных, достоин спасения во Христе. Посягая на жизнь человека, ты не просто уничтожаешь мясо с костями, ты гасишь существующую в этом мире «божественную искру» и уничтожаешь возможность ее спасения. Убийца для православного человека на Руси - «ДУШЕгуб», а убийство для любого христианина, будь он православный, католик или протестант, это всегда грех перед Богом. Человек, виновный в убийстве, не только преследуется обществом, что было и во многих других культурах. Христианин осознает, что совершает грех, за который, даже если об этом не узнает никто, рано или поздно придется отвечать перед Богом, что и рождает чисто христианский феномен – совесть. Именно в Европе возник обычай закрывать лицо палачу и совсем не потому, что палач боялся мести родственников. В конце концов, приговор выносит судья, но он лицо не закрывает. Но палач, это человек, профессия которого убивать людей. Он убивает осужденного на смерть преступника, но даже преступник имеет душу, а значит его убийство все равно грех и человек, избравший подобное ремесло, закрывал лицо.

А как же быть христианину с заповедью «не убий»? История Европы, как и вся мировая история, наполнена войнами. Как здесь жизнь примирялась с идеалом? Убивая врага, солдат-христианин всегда знал, что совершает грех, который ложится на его совесть. Именно поэтому в Европе и появились полковые священники, к которым шли солдаты после боя. Священник облегчал их совесть: «Ты не виноват, ты защищал Отечество (сражался за истинную веру, выполнял приказ и так далее)»! Кроме того, до Первой Мировой Войны не знали всеобщей военной обязанности. В Средние века войной занималась знать (дворяне, бояре) и небольшие, по отношению к общему населению, группы профессиональных наемников, в которые попадали, чаще всего, асоциальные типы с повышенной агрессивностью (отморозки). Основное население в войнах не участвовало, а молилось, пахало, сеяло, растило детей. В общем, жило «по совести» своими делами и заботами, соблюдая, в том числе, и заповедь «не убий». Кроме того, войны не были долговременными. Та же столетняя война между Англией и Францией шла с перерывами по 10 – 20 лет, за которые успевало вырасти мирное поколение. По факту военные действия редко превышали срок в несколько месяцев, а зимой вне зависимости от исхода компании все расходились по домам, так как до изобретения консервов кормить воинов зимой было все равно нечем. Таким образом, войны хоть и были частыми, но не оказывали на большую часть христианского населения Европы и России существенного влияния.

В XVIII веке наступает эпоха Просвещения и все громче звучат голоса, отрицающие существование Бога. Соответственно, если Бога нет, то нет, как божественной справедливости, так и божественной души в человеке. Скоро, благодаря сэру Чарлзу Дарвину, образованные европейцы узнают, что человек всего лишь эволюционировавшая обезьяна. Набирает обороты процесс освобождения от «религиозных уз и догм». И образованные люди в восторге, так как если Бога нет, то нет и предопределения, а значит «все в руках человека». Религиозные и многие светские мыслители пытаются протестовать, так как, по их мнению, отрицание Бога, божественной справедливости, наличия у человека души и совести, как «гласа божьего в душе верующего» подрывает основы Европейской цивилизации. Известная фраза Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено!» Но их голоса тонут в общем восторженном хоре. И ведь ничего серьезного не происходит. Бога отменили, вместе с религиозными догмами, но Европа все еще на подъеме. В XIX веке ускоренными темпами развивается наука, промышленность и культура. Европейцы плавают по морям и азартно делят мир между собой. К XX веку мир поделен окончательно между ведущими державами Европы, Америкой, Россией и шустро присоединившейся к «клубу избранных» Японией. Если кто-то и оставался независимым, то только потому, что две европейские державы решили оставить между собой буферную зону либо поделить на сферы влияния. Так не стал колонией Таиланд, как зона разграничения Английской Бирмы и Французского Индокитая, разделили между собой Иран русские и англичане, а Китай вообще официально разрезали аж на 5 зон влияния (что думают по этому поводу тайцы, персы или китайцы никому в голову не приходило интересоваться). Оказывается, Европа может прилично жить и без Бога!
В XVIII веке наступает эпоха Просвещения и все громче звучат голоса, отрицающие существование Бога. Соответственно, если Бога нет, то нет, как божественной справедливости, так и божественной души в человеке. Скоро, благодаря сэру Чарлзу Дарвину, образованные европейцы узнают, что человек всего лишь эволюционировавшая обезьяна. Набирает обороты процесс освобождения от «религиозных уз и догм». И образованные люди в восторге, так как если Бога нет, то нет и предопределения, а значит «все в руках человека». Религиозные и многие светские мыслители пытаются протестовать, так как, по их мнению, отрицание Бога, божественной справедливости, наличия у человека души и совести, как «гласа божьего в душе верующего» подрывает основы Европейской цивилизации. Известная фраза Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено!» Но их голоса тонут в общем восторженном хоре. И ведь ничего серьезного не происходит. Бога отменили, вместе с религиозными догмами, но Европа все еще на подъеме. В XIX веке ускоренными темпами развивается наука, промышленность и культура. Европейцы плавают по морям и азартно делят мир между собой. К XX веку мир поделен окончательно между ведущими державами Европы, Америкой, Россией и шустро присоединившейся к «клубу избранных» Японией. Если кто-то и оставался независимым, то только потому, что две европейские державы решили оставить между собой буферную зону либо поделить на сферы влияния. Так не стал колонией Таиланд, как зона разграничения Английской Бирмы и Французского Индокитая, разделили между собой Иран русские и англичане, а Китай вообще официально разрезали аж на 5 зон влияния (что думают по этому поводу тайцы, персы или китайцы никому в голову не приходило интересоваться). Оказывается, Европа может прилично жить и без Бога!

Окончательное разделение мира приводит к одному неприятному аспекту. Державы Европы все чаще сталкиваются между собой. Америка воюет с Испанией за Филиппины и Кубу, Италия оттяпала Ливию у Турции, а Россия неудачно конфликтует с Японией за Корею. По привычке, мнением филиппинцев, ливийцев или корейцев никто не интересуется. Все, как европейцы, так и покоренные ими народы уверены, что Европейская цивилизация доминирующая, а белые христиане отныне и навсегда занимают господствующее положение на планете. Это их долг, их привилегия, их судьба. Самое время вспомнить о грехе гордыни и ангелы с неба уже готовы трубить в трубы апокалипсиса. И апокалипсис приходит. Отдельные конфликты за сферы влияния перерастают в глобальную войну за передел мира. Но все уверены, что война будет длиться, как и раньше месяц – другой и быстро приведет к победе. Однако Первая Мировая Война затягивается на целых четыре года и втягивает в свою орбиту практически все значимые на тот момент государства земного шара.

«A la guerre comme a la guerre» - на войне, как на войне, говорят французы. На любой войне убивают и умирают, но Первая Мировая Война отличалась от прочих вооруженных конфликтов, и это отмечали сами участники, качественным ростом средств уничтожения человека. Дистанционное оружие (лук и ружье) изобрели не в XX веке, но впервые оно становится таким «совершенным». Одна очередь из пулемета и десяток солдат повисают на колючей проволоке. Из-за горизонта прилетают несколько снарядов, и сотня человек лежит фаршем на поле. Смерть становится всеобъемлющей и обезличенной. Она приходит с неба (авиация), с ветром (газы), от двигающихся машин (танки), из под воды (субмарины). При этом люди, как правило, не видят, кто их убивает, и кого они убивают (70% потерь Первой Мировой Войны от огня артиллерии).
«A la guerre comme a la guerre» - на войне, как на войне, говорят французы. На любой войне убивают и умирают, но Первая Мировая Война отличалась от прочих вооруженных конфликтов, и это отмечали сами участники, качественным ростом средств уничтожения человека. Дистанционное оружие (лук и ружье) изобрели не в XX веке, но впервые оно становится таким «совершенным». Одна очередь из пулемета и десяток солдат повисают на колючей проволоке. Из-за горизонта прилетают несколько снарядов, и сотня человек лежит фаршем на поле. Смерть становится всеобъемлющей и обезличенной. Она приходит с неба (авиация), с ветром (газы), от двигающихся машин (танки), из под воды (субмарины). При этом люди, как правило, не видят, кто их убивает, и кого они убивают (70% потерь Первой Мировой Войны от огня артиллерии).

Воюющие державы мобилизуют на фронты Первой Мировой Войны миллионы людей, которым уже 100 лет внушали, что Бога, скорее всего, нет, а человек произошел от обезьяны. Что они видят и что понимают? Что справедливости в мире действительно нет, ибо смерть перестает зависеть от человека. Можно быть очень храбрым, или очень умным, но от летящего из-за горизонта снаряда, от бомбы с аэроплана или от удушающих газов не застрахован никто. Не видя того, кого он убивает, человек перестает воспринимать убитого противника как равного ему человека, а само убийство как грех, который ложится на совесть человека. Десятки фигурок висящих вдалеке на колючей проволоке и еще сотни рассыпанных по полю, не воспринимаются существами созданными «по образу и подобию божьему». Просто еще сотни набитых мясом с костями шинелей, попавших в общую «мясорубку» - очень точный термин, характеризующий ощущение людей от Первой Мировой Войны. И в это втянуты не отдельные личности, а практически все военнообязанное поколение молодых европейских мужчин – самый творческий и продуктивный возраст. И длится эта ломка не месяц – другой, а долгих четыре года без перерыва. А, ко всему прочему, 2 марта 1917 года Николай II отрекается от престола ("100 лет русской революции"), и для русских православных людей исчезает личность, через которую для православного человека осуществляется связь общества с Богом, с небесной справедливостью. «Если царя нет – то значит все позволено!» - настроение одетой в шинели массы русских крестьян. Небольшая выдержка из письма солдата с фронета: "Жёнка пишет, купец наш обижает, просто жить невозможно. Я так решил: мы за себя не заступники были, с нами, что хошь, то и делай. А теперь повыучились. Я каждый день под смертью хожу, да чтобы моей бабе крупы не давали, да на грех...Я так решил, вернусь и нож Онуфрию в брюхо".

Вот она – точка изменения, момент перелома Европейской цивилизации. Миллионы верующих в Бога мужчин, ушедших на фронты Первой Мировой Войны, возвращаются из окопов атеистами. Европейцы за четыре года на собственном опыте убедились в том, что нет ни Бога, ни божественной справедливости, а человек лишь обезьяна, убить которую нормально и естественно. В выигравших войну Франции и Англии фронтовикам немного легче: «Мы принесли страшные жертвы, но мы все-таки победили», а значит справедливость, возможно, в какой-то форме, но есть. В проигравших войну России и Германии психологическая травма страшнее – «Где справедливость, если такие жертвы принесены зря?» И бывшие русские и немецкие фронтовики готовы наводить справедливость своими руками так, как они это понимают и теми методами, которые для них за четыре года стали естественными. Они не злые и не бессердечные, но они видели смерть сотен и тысяч людей, и после этого убить или расстрелять еще десяток человек для них не проблема. Вера для них это «опиум для народа» (Владимир Ульянов), душа - «мелкобуржуазный предрассудок», а совесть просто «химера» (Адольф Шикльгрубер). Вот и будущие кадры для ВКП(б) и НСДАП, то есть те, кто станут большевиками и нацистами, уничтожившими еще миллионы людей своей и чужой национальности ("Эксперимент по наведению социальной справедливости").
Вот она – точка изменения, момент перелома Европейской цивилизации. Миллионы верующих в Бога мужчин, ушедших на фронты Первой Мировой Войны, возвращаются из окопов атеистами. Европейцы за четыре года на собственном опыте убедились в том, что нет ни Бога, ни божественной справедливости, а человек лишь обезьяна, убить которую нормально и естественно. В выигравших войну Франции и Англии фронтовикам немного легче: «Мы принесли страшные жертвы, но мы все-таки победили», а значит справедливость, возможно, в какой-то форме, но есть. В проигравших войну России и Германии психологическая травма страшнее – «Где справедливость, если такие жертвы принесены зря?» И бывшие русские и немецкие фронтовики готовы наводить справедливость своими руками так, как они это понимают и теми методами, которые для них за четыре года стали естественными. Они не злые и не бессердечные, но они видели смерть сотен и тысяч людей, и после этого убить или расстрелять еще десяток человек для них не проблема. Вера для них это «опиум для народа» (Владимир Ульянов), душа - «мелкобуржуазный предрассудок», а совесть просто «химера» (Адольф Шикльгрубер). Вот и будущие кадры для ВКП(б) и НСДАП, то есть те, кто станут большевиками и нацистами, уничтожившими еще миллионы людей своей и чужой национальности ("Эксперимент по наведению социальной справедливости").

Насколько принципиальны для существования Европейской цивилизации сакральность власти и сакральность человека - эти идеи, уничтоженные Первой Мировой Войной? Кроме веры, у Европы мощная промышленность, наука и культура (не только религиозная). Здесь можно сравнить ситуацию с домом, крыша которого держится на четырех опорах. Уберите одну опору, и крыша не рухнет в один момент вам на голову, но начнет постепенно сползать в сторону, как медленно сползает в небытие истории Европейская цивилизация, и мы, как ее часть.