Никто не может точно сказать, сколько на сегодняшний день в мире существует стилей карате. Боюсь, если такие данные будут получены, они тут же устареют по причине объявления о создании новой школы. Существуют разные классификации, основанные на дате создания, месте, целевому назначению, и пр.
Кто-то додумался 4-5 стилей объявить «главными». Это шотокан, вадо-рю, годзю-рю, сито-рю. Иногда в этот список добавляют киокушинкай. Хотелось бы спросить автора этой идеи: а почему именно столько стилей объявлены главными? И почему именно эти? А, скажем, не уэчи-рю? Или синдо-рю? Или десятки других направлений? Какой вообще использовался критерий «главности»?
Кстати говоря, новые стили появляются не только на Востоке. Пример тому- фудокан, созданный югославским мастером Ильей Йоргой. Еще можно вспомнить американское кэмпо-карате, и фулл-контакт карате.
В чем кроется причина появления новых стилей? Их может быть несколько.
Например, тщеславие мастера. Человек не одно десятилетие является правой рукой главы школы, вторым лицом. Но стать патриархом ему, по разным причинам, не светит. И тогда, для удовлетворения своих амбиций, объявляется о создании собственной школы. Чуть-чуть изменяется или дополняется техника, появляется новая ката, символика, ритуал. И- готово.
Другая причина – собственный взгляд на боевые искусства. Когда после долгих лет тренировок, мастер вырабатывает свои принципы, он больше не желает оставаться в лоне своей школы. Ему необходима возможность учить именно так, как он считает нужным.
Еще одно обстоятельство – деньги. В современном мире, насквозь пропитанном коммерцией, каждый ищет способ заработать, как может. И кто может за это осудить?
А может, всему виной - огромное техническое разнообразие, которое невозможно втиснуть в рамки одной школы. Но в таком случае, нам придется говорить о десятках совершенно разных боевых искусств, а не о едином, разделенном на множество направлений.
Кстати, ведущие мастера прошлого – такие, например, как Гитин Фунакоси и Канкен Тояма –считали, что карате едино и неделимо. Любопытно, что позже они стали создателями своих собственных школ.
А что было бы, если бы в начале своего пути, карате не стало дробиться на стили? Думается, что это был бы лучший вариант. Карате могло сохранить единство, разделившись лишь в там, где это необходимо. То есть, на спортивный и боевой раздел. Также, так сегодня выглядят многие единоборства –самбо, дзю-дзюцу, рукопашный бой, и т. д. В случае единого карате, мы бы не получили десятки рафинированных школ и тысячи фальшивых инструкторов. Уровень боевого искусства, и степень доверия к нему, были бы неизмеримо выше. А в нынешней ситуации, мы имеем множество конкурирующих стилей, которые и в спортивном-то варианте выглядят неубедительно, не говоря уж о боевом.
На мой взгляд, лучшим примером является дзю-до. Детище Дзигоро Кано, выйдя из традиционного дзю-дзюцу, превратилось в единое, мощное, и неделимое движение. Результат, как говорится, налицо.
Кстати, сочетание дзюдо и карате можно часто встретить в современных боевых комбинированных стилях - эти школы хорошо друг друга дополняют.
Я считаю, что карате, как боевое искусство, едино. И разделение на стили ничем не оправдано, кроме личных интересов их создателей. Дробление разрушает саму идею, если угодно – фундамент этого единоборства. К сожалению, процесс этот, единожды начавшись, вспять обращен быть не может.