Народная артистка СССР рассказала о том, что навсегда потерял российский зритель
Фаина Раневская знакома многим по афоризмам и комедийным ролям в кино. Но что скрывала от своих поклонников великая актриса, о чём думала и что завещала нам? На просторах интернета я нашел последнее прижизненное видеоинтервью Раневской (ссылка на видеоинтервью). В нём она поделилась своими самыми сокровенными мыслями, а также объяснила, почему на родине Пушкина творчество не может быть легковесным.
Об актёрской судьбе и служении театру
К своей актёрской судьбе я отношусь неважно. Я могла бы сделать гораздо больше и в театре, и в кино, если бы мне предоставили такую возможность. Но не любили меня режиссёры (улыбается), наверное, за инициативу. Я лезла со своими предложениями, решала сама все задачи.
Не стоило этого делать, полегче бы жить мне тогда было. Моя актёрская судьба могла бы быть более удачной. Понимаете, у меня ничего не сыграно практически. Всё осталось при мне, всё, что я хотела сказать.
Выплеснуть…выплеснуть, милая (обращается к интервьюеру) – это не помоешься. Правда же?!
Меня могло бы обрадовать в театре, если бы я работала с актёрами, у которых я могла бы учиться. На сцене я шесть десятилетий, и такие претензии подумаете…
В театре больше всего я не люблю зазнайство, каботинство, не люблю актёрской самоуверенности, самовлюблённости. А главное, не люблю равнодушие. Равнодушие – гибель театра (сделала паузу).
А вот, о чём я горюю, так это о том, что ушёл из театра трепет, трепет – самое главное для актёра, трепет...
Почему Раневская не написала книгу «о театральном трепете»?
Почему я этого не сделала? Я считаю, что книги должны писать писатели и мыслители. А потом, это была бы жалобная…«Книга жалоб» - так называлась бы моя книга, а я не люблю жаловаться.
Моим учителем был Станиславский. Я никогда у него не училась, но я так много его видела, и так этим наслаждалась, и поражалась, и восхищалась, что он остался у меня в памяти до самого моего смертного часа.
Педагогом у меня была Павла Леонтьева Вулф – замечательная актриса и такой же прекрасный человек. Она никогда меня не хвалила, а всегда говорила «ты можешь лучше». А вот когда ты будешь собою довольна и придешь от себя в экстаз, от своего дарования, значит тебе уже конец, значит ты уже не актриса, а каботин.
Я кочевала из театра в театр, так как искала святое искусство. Нашла я его только в Третьяковской галереи.
О встрече со Станиславским
Станиславского я видела один раз в жизни. Я переходила улицу, Леонтьевский переулок, где он жил. Я увидала, как на извозчике ехал Станиславский. Со мной что-то сделалось невероятное. Я стала прыгать около пролётки и кричать ему: «Мальчик мой, дорогой!» И он стал смеяться, стал спиной к извозчику и посылал мне приветы, воздушные поцелуи. После этого, я слегла от переживаний и волнений.
Я счастливая, что насмешила Станиславского. Я этим очень горжусь, и часто это вспоминаю, как праздник.
Об актёрском мастерстве
Больше мне нравится репетировать, чем играть. Во-первых, это безответственно, а, во-вторых, я играть совсем не умею. Я не понимаю, что такое играть. Не знаю…это слово не подходит к нашему делу. Жить (выделила это слово интонационно)! Жить в образе человека, создавать его, а не играть. Играют дети, играть можно в карты, на бегах и т.д.
Ко многим своим героиням, как человек, я испытываю отвращение, а как художник с интересом наблюдаю: «Что это за гадость такая на свете может быть?»
Таких Манек я в жизни видела, к сожалению. Ненавижу их. И мне стыдно за них. Они считают, что они люди. Но мне очень везло, я счастливая. Мне везло на прекрасных людей - чистых, добрых, человечных. Я таких много встречала, их больше, чем Манек.
Если говорить о режиссёрах…Самый большой в моей жизни режиссёр – Александр Сергеевич Пушкин. Я это серьезно. Вы помните Лаура говорит:
«Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце».
Как мне это нравится! Вы не представляете, как я люблю Пушкина! Я дышу им – с детства и до моей глубокой старости. Пушкин всё для меня.
Я вспоминаю строчки Анны Ахматовой:
«И было сердцу ничего не надо, когда пила я этот жгучий зной, Онегина воздушная громада как облако стояло надо мной».
Хорошие стихи…
Новые роли возрастной Раневской
Над чем я сейчас работаю? Преимущественно над собой. В каком смысле? Как вам сказать…Симулирую здоровье! Как я отношусь к своей популярности? Как вам сказать…это моя маленькая женская тайна. Подробней? Конечно приятно, когда хвалят. Это единственное, что не надоедает, тем более, что я сама собой никогда не бываю довольна, мучаюсь, терзаюсь, после спектакля не сплю, переигрываю всю роль обратно.
Когда меня хвалят, это компенсация какая-то, что-то вроде вкусного пирожного. Но я не бываю самой довольна, никогда. Не было такого случая, чтобы я была от себя в восторге.
Я наблюдала очень интересные вещи в жизни: он кретин, болван, дебил, а на сцене умный. Он как бородавка на теле человека, который не виноват, что на его тело села бородавка. А сядет талант…(заулыбалась). Талант, как бородавка, и вот он на сцене и умер…
Я знаю пример обратный этому. Необычайно умную, тонкую, изысканно тонкую актрису, неповторимого таланта. Я всю жизнь стою перед ней коленопреклонённо – это Верико Анджапаридзе.
О сострадании
Мне стало интересно играть в пьесе «Дальше тишина» из-за сострадания к старикам этим. Сострадание – самое привычное мне чувство. И жизнь моя из-за этого очень нелегка. Но я об это не жалею. Я знаю, что на этом спектакле очень много плачут. И к этому я отношусь с удовольствием…
Запись прерывается, в глазах Раневской застыли слёзы. Не быть равнодушным – вот, что нам завещала великая актриса. Действительно, сострадания нам крайне не хватает сегодня… Если бы все современные актёры терзали себя мыслями, как Раневская, уверен наше кино было бы одним из лучших в мире!
Спасибо, что дочитали до конца. До встречи на «Киноамнезия», где вас ждёт много всего интересного из мира кино музыки, литературы, игр и телевидения!
Для чтива:
«Когда казаки плачут»: советская комедия, предсказавшая появление русских феминисток
Самый первый новогодний «Голубой огонёк»: почему сегодня невозможно повторить его успех?
Как Уолт Дисней помог создать первые советские мультфильмы?
Почему Марфушка из «Морозко» стала протагонистом нашего времени