О непростой личной жизни Александра Пороховщикова читайте в I части
Последние годы Александра и Ирины
В свои последние годы актер мечтал завести сыновей, продолжателей рода. Расстроенная психика Ирины и ее возраст, приближающийся к 50-летию, делали эту задачу невыполнимой. Пороховщиков предлагал жене неприемлемые варианты. Например, чтобы ребенка от него родила их домработница, причем зачатие должно было произойти не из “пробирки”, а естественным путем. Обычное усыновление представлялось ему опасным, ведь неизвестно чьи гены унаследовал приемный ребенок.
Серьезный удар по здоровью супругов нанесли судебные тяжбы из-за квартир умерших родителей. С Александром судилась дочь отчима Алла Фарсиян, с Ириной — ее родной брат Владимир. Пороховщиковы совместно ухаживали за тяжело больными матерями до самого конца, а Фарсиян и Жуков с родителями даже не общались. Справедливость восторжествовала, и оба супруга выиграли дело.
В феврале 2012-го года Пороховщиков оказался на операционном столе с гангреной ноги — она развилась на фоне сахарного диабета. Актер знал о своем заболевании, но не предпринимал никаких мер для поддержания здоровья. Ему удалили часть стопы. В начале марте у Александра Шалвовича предположительно случился инсульт. Диагноз не подтвердился, и его перевели из клиники Сеченова в Научный центр неврологии РАМН. Туда Ирину, не покидавшую мужа с момента его госпитализации, уже не пускали. Врачи опасались давать какие-либо прогнозы — у Пороховщикова обнаружилась серьезная сердечная патология. Жена предчувствовала, что в этой жизни они уже не увидятся.
Находясь в состоянии глубокой депрессии, 10 марта 2012-го года Ирина добровольно ушла из жизни в своем особняке. В предсмертной записке она написала: “Жить без Саши не хочу и не буду”. Родственники побоялись сообщить актеру о смерти жены. 15 апреля 2012-го года Александр Шалвович скончался от остановки сердца на 74-м году жизни.
Владимир наотрез отказался принимать участие в похоронах сестры, однако ему хватило наглости через пол года претендовать на ее наследство. Все заботы, связанные с погребением взяли на себя друзья Пороховщиковых и Гильдия актеров кино. Ирина была похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилами своих родителей.
Александр Пороховщиков, согласно его пожеланиям упокоился в подмосковном селе Рождествено рядом с могилами его матери и отчима.
Знаменитый актер не оставил после себя прямых наследников. Свое имущество супруги завещали друг другу. Между родственниками с обеих сторон началось сражение в суде за наследство (две квартиры, дача на Рублевке и машины). Победил единокровный брат Пороховщикова по отцу — Шалва Шалвович Барабадзе.