Заметила, что подрастающее поколение очень любит слово «плагиат» и использует его к месту и не к месту. Часто слышу от своей дочки и ее ровесниц про «плагиат киндер-сюрприза» или «плагиат айфона». Причем в первом случае речь идет о похожем продукте, выпускаемом под другой торговой маркой. Во втором имеется в виду банальная подделка. И то, и другое — не плагиат.
У начинающих копирайтеров свое представление о плагиате, тоже слегка искажённое. Отчасти в этом виноваты популярные антиплагиат-сервисы, которые отучили нас видеть разницу между плагиатом и обычным «копипастом».
Согласно Википедии, «плагиат — умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе».
Большой толковый словарь дает нам более узкое определение — «присвоение авторства чужого произведения».
Не стоит путать плагиат и заимствование контента
- Перепечатка чужого материала сама по себе не является плагиатом. Другое дело, что в этом случае необходимо указывать автора и источник (и желательно удостовериться, что правообладатель не против копирования).
- В цитировании вообще нет ничего плохого. Наоборот, если вы рассматриваете разные источники и ссылаетесь на них, ваш материал будет иметь больший вес для читателя. В гонке за формальной 100%-ной уникальностью текста автор теряет возможность цитирования и вынужден рерайтить чужие фразы, что часто выглядит довольно глупо.
В каком случае «уникальный» текст может оказаться плагиатом?
- Если вы перепечатали материал из книги, журнала или газеты — и выдали за свой. Если этот текст никогда прежде не был размещен в сети, он будет распознан антиплагиат-сервисами как уникальный. Знаю вебмастеров, которые лет 10-15 назад активно пользовались этой возможностью.
- Если вы переписываете другими словами (т. е. рерайтите) авторский текст, за которым стоит чужая работа. В B2B-копирайтинге часто встречаются такие задачи: «нам нужна хорошая аналитическая статья по нашей теме, но своей аналитики у нас нет».
Кстати, очень интересный пример литературного плагиата увидела на канале «Библио-лаборатория». Вроде бы все слова другие, другой жанр, другой контекст... И всё-таки у читателя нет сомнения в том, что перед нами плагиат чистой воды.
Есть ли этичные пути использования чужого контента помимо цитирования? Да, есть!
- Перевод статьи из зарубежного издания (естественно, с указанием, что это перевод и с отсылкой к оригиналу).
- Создание собственного текста на базе нескольких источников, которое предполагает серьезную проработку темы. Допустима компиляция, приветствуются дополнения текста комментариями (например, мнения первых лиц компании, для которой вы пишете и т. п.).
★★★★★★★★★★★★★★★★
Понравилась публикация? Порадуйте Машу, поставьте лайк и подпишитесь! Хотите поспорить или поделиться своим опытом?
Пишите в комментариях 👇👇👇