В предыдущих частях были рассмотрены гипотетические формы жизни на основе цепочек азота, как наиболее распространённого элемента из соседних с углеродом групп.
Следующим из них по распространённости является алюминий, но рассматривать его в контексте биохимии не имеет смысла, поскольку он склонен образовывать не только ионные связи с подавляющим большинством окислителей, но и металлические связи между атомами. Тема альтернативы ковалентным связям в биохимии и преодоления сложностей пространственной симметрии кристаллических решёток подробнее будет рассмотрена в другой раз.
А пока что на очереди рассмотрения следующим оказывается фосфор, про него стоит отметить, что он является важным элементом земной биохимии. Кроме того, фосфор определённо не из числа самых распространённых элементов во вселенной, и во многих экологических нишах земной жизни по своей доступности является одним из главных ограничителей биомассы. В виду этого говорить о биохимических цепочках на основе фосфора имеет смысл только для таких условий, в которых не могут выжить углеродные формы жизни.
Фосфор, как и расположенный в той же группе в соседнем периоде азот, имеет не очень устойчивые цепочки, но по сравнению с азотом более устойчивые. Электроотрицательность фосфора меньше, чем углерода, но с кислородом он тоже образует ковалентные связи. В целом для фосфорной биохимии, как и для кремниевой, предпочтительнее сернистая или углеводородная жидкая среда, но в отличие от кремния вода и аммиак не будут помехой.
В виду этих факторов с учётом низкой температуры кипения сероводорода и простых углеводородных соединений фосфорные формы жизни могут иметь благоприятную среду на холодных планетах, преимущественно с достаточно высоким атмосферным давлением. При этом, если к соответствующей среде будут в состоянии адаптироваться углеродные или азотные формы жизни, то фосфор будет выполнять лишь вспомогательную роль, как и в земной биохимии, поскольку заметно уступает углероду и азоту по распространённости.
Однозначные выводы о возможности адаптации углеродных форм жизни к условиям низкой температуры или высокого давления сделать сложно. На нашей планете нет безжизненных мест по причине этих двух факторов, океаны заселены до самого дна, а в литосфере пригодное для жизни пространство ограничено увеличением температуры, а не давления. Верхняя граница атмосферы, в которой существует жизнь, тоже обусловлена не низкой температурой, а низким давлением или космической радиацией.
По всем показателям в солнечной системе Титан может иметь вполне подходящие условия для жизни на основе фосфора, но на его поверхности этого элемента чрезвычайно мало. Вероятно, эта особенность свойственна большинству ледяных небесных тел, поскольку, будучи сравнительно тяжёлым элементом, фосфор легче концентрируется в области высокой инсоляции и чаще присутствует среди силикатных пород.
Другим гипотетическим местом жизни на основе фосфора в солнечной системе тоже является Ио. Его вулканы могут способствовать накоплению фосфора в подповерхностных озёрах сероводорода. Вероятность такой формы жизни на Ио больше, чем на основе кремния, причём этот вариант биохимии может использовать и кремний в своём составе, подробнее о комбинированных вариантах биохимии позже.
Можно также предположить, что поскольку земная жизнь в составе органических молекул тоже использует цепочки из фосфора, в условиях более низкой температуры его роль по сравнению с углеродом может увеличиваться заодно с увеличением роли азота по сравнению с кислородом. Значительное количество азота легко может присутствовать на планетах, уровень инсоляции которых обеспечивает твёрдое агрегатное состояние аммиака, а достаточное для биохимии количество фосфора может обеспечить геологическая активность, для чего необходима достаточная масса планеты. В солнечной системе этот диапазон приходится преимущественно на пояс астероидов, поэтому какие-либо похожие условия возможны лишь в других планетных системах.
На этом можно завершать рассмотрение элементов соседних с углеродом групп в качестве основы цепочек в биохимических молекулах. Например, бор имеет большую электроотрицательность, чем кремний, поэтому гипотетические формы жизни на его основе могли б быть не столь уязвимыми перед соединениями кислорода, и азот для них может быть вполне подходящим не слишком сильным окислителем, но весьма низкая распространённость бора во вселенной делает практически невозможным абиогенез жизни на его основе.
Эти сложности для возникновения биохимии в полной мере присущи и всем элементам следующих периодов рассматриваемых групп. Поскольку необходимость влияния генетической информации на метаболизм приводит к необходимости в разной степени связанных фрагментов биохимических молекул, вряд ли возможна биохимия на однородных цепочках элементов с валентностью меньше трёх.
Соответственно, в число ранее рассмотренных вариантов биохимии не входят только их основные молекулы в виде цепочек разных элементов, которые будут рассмотрены в следующих частях.