Найти тему
Йожик-интроверт

"В ожидании козы" - книга о послевоенном детстве, но не детская

Начинала читать — думала — детская книга о послевоенном детстве. О детстве, да, но не детская.

Историй, как мужчины возвращались с войны и каким непростым, порой, было возвращение, в кино и литературе достаточно. Все друг от друга отвыкли, всех жизнь потрепала. И дети отца успевали забыть. И отцов на войне явно не нежности и терпению учили.

Но обычно в тяжелых ситуациях дети взрослеют быстро и стремятся если уж не облегчить жизнь близким, так хотя бы лишних проблем не создавать. А тут хотелось просто удавить и главного героя и его брата.

Старший — здоровый лось, в его возрасте некоторые на войну убегали либо на заводах корячились наравне со взрослыми. А тут корячилась только мать, а 14-летний обалдуй на улице носился да с учителями пререкался, вот и все его дела. Мало того, отец, попытавшийся общими силами привести жильё в порядок(в частном доме всегда есть, что подправить и починить), оказался в глазах офигевшего от избытка свободы сыночки диктатором, с которым нужно воевать.

Фото для иллюстрации из свободного доступа
Фото для иллюстрации из свободного доступа

Про младшего (7 лет, если не ошибаюсь) и говорить нечего, там явные психические отклонения, о которых сигнализирует и умение (и желание) орать часами, не затыкаясь(убила бы!!!), и высоченный болевой порог и жестокость к животным (вместе с так называемым «дядей» продать отцовского пса, спасшего старшего брата от волков, на мясо — это уже попахивает психопатией. При том, что с голоду-то не пухли, пшенка была в доме).

Реально малолетние паршивцы, по другому не скажешь. Да, отец мог бы тоже хоть первые вечер-два после возвращения посидеть с ними, поговорить, а не ЦУ раздавать с порога, но все ж надо помнить, что времена были другие, психологов-консультантов в деревнях не водилось)).

Так что по тем временам он оказался достаточно терпимым мужиком. Другой бы три шкуры спустил, а не обновки им покупал и затрещины у кого другого они отхватывали б за свои фокусы куда чаще.

Далее идет череда событий — появление дяди-афериста (самая дурацкая линия в сюжете, там мать, видимо, совсем без ума, раз так запросто всем верит), переезд на родину отца. И отъезд родителей куда-то, видимо в крупный город, для покупки козы.

Пьянящая свобода, глупейшие поступки, которые самым жестоким образом аукались другим (подранный волком Рекс, появившиеся лишние подозрения против отца у колхозных активистов) и наконец осознание, что так не пойдет и придется входить в рамки и вводить в них брата и «дядю». Я, читая про это, только недобро усмехалась. Что, оказался на месте отца-диктатора, сопляк? Так ли это легко и приятно?

Но вскоре стало не до усмешек. Пружина, сжимавшаяся весь текст, начала резко и слишком жестко распрямляться.

Смерть Рекса, напряженная обстановка дома, страшный и глупейший поступок младшего брата (вот его даже не жалко, честно, даже промелькнула мысль «всем легче будет, все равно пацан не совсем нормален»). И финал повести, словно удар под дых, от которого перехватывает дыхание. Страшно. Слишком страшно и жестоко. Жалко и родителей, и даже этого оболтуса, который ТАКОГО всё же не заслужил.

Просто кожей ощущаешь вот эту вот растерянность, ожидание, осознание, что ничего не изменить и не исправить.

Очень тяжелый и неожиданный финал. Я весь вечер была как пыльным мешком пришибленная, после того, как дочитала.