Одним из самых героических и легендарных в когорте Наполеоновских маршалов можно выделить Мишеля Нея.
Храбрый маршал кавалерии плечом к плечу сражавшийся со своими солдатами на многочисленных полях брани. Был не раз ранен в бою и вошел в историю как самый отважный маршал Франции, за что был любим в армии и отмечен высшими наградами империи.
Сам Наполеон отзывался о Нее как о "храбрейшем из храбрых", за что справедливо сделал его кавалером ордена почётного легиона.
Мишель Ней прошёл с Наполеоном долгий путь битв со времен республики, был ровесником и другом будущего императора.
Для Нея были совершенно безразличны богатства и светские титулы. Его интересовала только военная слава к которой он доблестно стремился в каждом бою, за что и получил маршальский жезл в 35 лет из рук Наполеона.
Его преданность императору и его дружеское расположение позволяли ему говорить прямо о том, о чём другие предпочитали помалкивать.
Примером этого может стать заявление Нея о необходимости отречения Наполеона, сказанное тому в глаза. "Отрекитесь Сир! Ничего другого не остаётся!"
Ничего другого действительно не оставалось в ситуации, когда "битва народов" 1813 году была проиграна и неприятельские войска вплотную подступили к Парижу.
Император последовал его совету, чтобы избежать дальнейших бессмысленных жертв, отправился в ссылку на остров Эльба. Ней как и остальные маршалы присягнул новому королю Людовику XVIII, но во время высадки Наполеона в Марселе после бегства из плена первым перешёл на его сторону.
"Солдаты! Перед вами ваш Император!" воскликнул Ней тем самым провозгласил триумфальный марш Наполеона продлившийся 100 дней.
Именно этот факт объясняет смертный приговор, который вынес Нею военный трибунал судейской коллегии в 1815 году после поражения Наполеона в битве при Ватерлоо.
В этой битве сам Ней сражался как обезумевший от отчаяния, искавший смерти титан. Под ним было убито 5 коней, он получил несколько рубленных ран, но смерть обошла его стороной.
Укрыться в Швейцарии у него не получилось и 7 декабря 1815 года он был расстрелян у ворот тюрьмы Консьержери.
По свидетельствам очевидцев офицер командовавший расстрелом не мог сдерживать слёзы, у конвоя тряслись руки и солдаты отказывались стрелять. Останки маршала были успокоены на кладбище Пер-Лашез.
Однако во времена Наполеона III, который реабилитировал Нея как героя франции наряду с другими маршалами его деда тело Нея эксгумировали для торжественного перезахоронения в Доме Инвалидов.
К великому удивлению присутствующих тела маршала в гробу не оказалось.
По Парижу поползли слухи об искусной инсценировки расстрела Нея. Вероятности о чудесном спасении маршала добавило письмо к графине Иде де Сент-Эльм, любовнице Нея, в которой говориться о том, что он жив и покинул Францию.
Уверенность в этой версии укрепилась после того как из-за океана докатились новые слухи.
Простой школьный учитель одного из городков Северной Каролины, некий Питер Стюарт Ней, находясь на смертном одре, во время исповеди признался священнику, что он приближенный Бонапарта маршал Мишель Ней.
Подтверждением тому служило портретное сходство с учителя с маршалом, отличная военная выправка, умение метко стрелять и ловко орудовать шпагой.
Кроме того, несмотря на возраст Питер Стюарт Ней прекрасно держался в седле и на его теле были следы от многочисленных пулевых и рубленных ран.
Ещё оба прекрасно играли на флейте из чего можно сделать вывод, что скорее всего маршалу удалось скрыться в Америке, где он прожил до преклонного возраста выдавая себя за школьного учителя.