Найти тему
Исследование Писания

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.54): ВЕЛИКОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ

Оглавление

(Исаия 55)

Великая глава о благословениях (глава 54) сменяется главой, в которой звучит мольба к Израилю принять предлагаемые Господом благословения. Горячность мольбы видна в употреблении повелительного наклонения (одиннадцать глаголов в повелительном наклонении в первых трёх стихах). Приглашение прийти к Господу в первых пяти стихах сменяется ещё более страстной мольбой вернуться к Нему, которая продолжается до конца главы (ст. 6–13).

«ПРИДИТЕ К ГОСПОДУ» (55:1–5)

Гомер Хейли говорит, что эта глава «служит прообразом приглашения Иисуса [всем людям] прийти к Нему и обрести покой (Мф. 11:28–30), приглашения к брачному пиру (Мф. 22:1–14) и обещания многочисленных благословений Божьих иудеям и язычникам (Деян. 15:11)». В контексте Исаия обращается к надежде Израиля на восстановление. Однако эта весть выходит за эти рамки и приобретает более широкий смысл обращения ко всему человечеству через евангелие Христа. Клайд М. Вудс говорит: «Это чудесное пророчество подчёркивает благодать Бога, ответ человека и несомненность возрождения».

«Жаждущие! Идите все к водам! Даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте! Идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое своё — за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне! Послушайте — и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождём и наставником народам. Вот, ты призовёшь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего, и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя» (55:1-5).

Восклицание «Жаждущие!» в стихе 1 призвано привлечь внимание к шести повелениям, идущим вслед за ним. Каждое «идите» служит Господним призывом позволить Ему восполнить определённую человеческую нужду. «Идите все к водам» подчёркивает потребность жаждущих в воде жизни. «У которых нет серебра, идите» говорит о нищете нуждающихся. Для них звучит приглашение: «Идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко». Эти слова указывают на то, что за всё это заплатил кто-то другой. Этот «кто-то» — наш Господь Иисус Христос, заплативший за наше искупление Своей кровью (Рим. 5:9; Еф. 1:7). Все эти образы говорят о Господнем спасении.

В стихе 2 Господь устами пророка Исаии говорит не о физической пище для удовлетворения плотского аппетита. Он имеет в виду духовную пищу, необходимую для духовной жизнеспособности. «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо» говорит о постоянной привычке учитывать волю Господа. Проблема израильтян состояла в том, что они слушали кого угодно, только не Господа и не Его пророка!

Стих 3 подчёркивает концепцию ветхозаветного соглашения: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне! Послушайте — и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду». Предпосылкой этого стиха является обещание Господа Давиду (2 Цар. 7:8–16), которое также легло в основу хвалебного псалма за «милости Давиду» (Пс. 88:2–5, 20–30, 34–38). Обещание было исполнено в Мессии, Иисусе Христе (Деян. 13:32–34).

«Я дал его свидетелем», — заявляет Господь (ст. 4). В исторических книгах Ветхого Завета Давид никогда не называется свидетелем. Однако Давид и его семя, Мессия, свидетельствуют о Божьей верности. Вместе с Израилем «народы» (язычники) будут привлечены к Господу благодаря исполнению Его обещания, данного Давиду (ст. 5).

«ИЩИТЕ, ПРИЗЫВАЙТЕ И ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ» (55:6–13)

Следующие стихи призывают к покаянию, ибо Господь многомилостив. Хотя этот призыв был адресован вавилонским пленникам, он относится ко всем, кто хочет иметь дружеские отношения с Господом.

«Ищите Господа, когда можно найти Его. Призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (55:6, 7).

«Ищите Господа… Призывайте Его», — побуждает пророк (ст. 6). «Искать Господа» — значит прийти к Нему с твёрдым решением посвятить Ему свою жизнь. «Найти» в древнееврейском имеет форму страдательного причастия («[когда Он может быть] найден»), придающего придаточному предложению смысл: «когда Он позволит найти Себя». Инициатива — у Господа, который позволяет нам приблизиться к Себе.

В стихе 7 обозначены две стороны покаяния: «оставит» и «обратится». «Беззаконник» — это нечестивый, злой человек, возмутитель спокойствия. Еврейское слово «беззаконник» — ’авен. Мотьер так объясняет суть этого слова:

«…’авен [или ’ауэн] — многогранное слово. Оно употребляется, когда речь идёт о жизненных испытаниях (двадцать шесть раз; напр. Быт. 35:18); о тех, кто сеет раздор («делатели» ’авен) в отношениях с другими людьми и дерзок с Господом (восемнадцать раз; напр. Иов. 11:11), и о лжепоклонении (восемь раз; напр. Зах. 10:2). Таким образом, это подходящее к данному случаю слово, созывающее людей от всех аспектов жизни вдали от Бога».

Слова «путь» и «помыслы» говорят о поведении человека в жизни и о тех мыслях, которые он вынашивает в голове, а затем реализует в действии. Пророк обещает покаявшимся, что Господь «помилует его… ибо Он многомилостив».

«"Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои, — говорит Господь. — Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но поит землю и делает её способной рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его". Итак, вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песню, и все деревья в поле — рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис, вместо крапивы возрастет мирт, и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (55:8-13).

Стихи 8 и 9 провозглашают истину, которая должна прочно утвердиться в голове каждого христианина. Соломон понимал эту важную истину и дважды высказывал её: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Прит. 14:12; 16:25). Грех Иудеи состоял в возвышении своих путей и игнорировании Божьей воли. То же часто можно сказать и о людях сегодня. Но Бог, верный Своему слову, будет и дальше благословлять Иудею, давая «семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест». Павел сослался на этот стих, когда заверял церковь в Коринфе, что Господь вознаградит их щедрость (2 Кор. 9:8–10).

Прибегая к аналогии с сельским хозяйством, когда нужен дождь и снег для плодородия земли и производства продуктов питания (ст. 10, 11), Исаия иллюстрирует важность животворящего аспекта Божьего Слова. Это одно из положений так называемого «пропозиционального откровения»: открытое слово, зародившееся в разуме Бога, приходит к человеку в устной или письменной форме через поставленных свыше людей (см. 2 Тим. 3:16). Слово всегда исполняет то, что угодно Господу, совершая то, «для чего Я послал его».

Мы должны спросить себя: «Верю ли я Слову?» Если да, тогда мы обязаны прилежно изучать Библию, ибо в ней открыта воля Бога. Библейская безграмотность — самая большая проблема в сегодняшних семьях и церквах. На родителях лежит ответственность воспитывать своих детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). К изучению Библии мы должны подходить так же серьёзно, как к школьным занятиям или отработке различных навыков.

В стихах 12–13 приводятся результаты повиновения открытой Божьей воле и хождения Божьим путём: «Итак, вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром». Даже земля метафорически будет радоваться благословениям Бога: «Горы и холмы будут петь перед вами песню, и все деревья в поле — рукоплескать», — пишет Исаия. Когда Господь опустошил Свой виноградник, тот зарос «тернами и волчцами» (5:5, 6), но на этот раз вместо терновника вырастут кипарис и мирт — вечнозелёные деревья, являющиеся здесь символами жизни. Ветви мирта использовали для строительства шалашей во время праздника кущей (Неем. 8:15). О кипарисе пророк Осия говорил как о символе Господнего присутствия (Ос. 14:8).

ПРИНЯТИЕ БОЖЬЕГО ИЗОБИЛИЯ

Бог предлагает нам Свои щедрые благословения, Своё прощение, Свою дружбу — но мы должны получить их. Он даёт, но мы должны принять то, что Он даёт. Подарок только тогда становится подарком, когда человек его принимает. Бог помещает перед жаждущей душой утоляющие эту жажду воды, но жаждущие должны прийти к Нему и испить их, если они хотят утолить свою жажду. Как же нам получить, или принять изобилие Божье?

Во-первых, мы должны прислушаться к тому, что Он предлагает. Он говорит: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне! Послушайте — и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (ст. 3). Принятие Бога требует здравого рассуждения, понимания Его воли и повиновения Его плану, предусматривающему, как надо прийти к Нему. Богу нужны наши уши, наш разум и наше ясное мышление.

Во-вторых через это понимание Бога мы должны подняться на новый уровень реальности. Он спрашивает: «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое своё — за то, что не насыщает?» (ст. 2). Мишура, дешёвый блеск этого мира — как солома, которую сдувает ветер. На неё ничего не купить, она не может спасать и она недолговечна. Бог ведёт нас к принятию истинной ценности. Он просит: «Идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (ст. 1). То, что предлагает Бог, нельзя купить ни за монеты, ни за купюры, но оно дороже всех земных ценностей. Бог просит нас войти в сферу истинного здравомыслия, в сферу реальности.

В-третьих, мы должны действовать с учётом этих знаний и немедленно, что соответствует предложенному дару. Медлить — значит считать приглашение неважным. Бог говорит: «Ищите Господа, когда можно найти Его. Призывайте Его, когда Он близко» (ст. 6). Теперешняя доступность не гарантирует постоянной доступности. Его близость в настоящий момент нельзя истолковывать как близость на все времена. Не откладывайте то, что нужно сделать сегодня. Первенство должно отдаваться тому, что имеет истинную ценность.

В-четвёртых, принять Его дар — значит «оставить». Нужен решительный поворот. Обратите внимание на призыв: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (ст. 7). Прежний образ мышления и поведения нужно отвергнуть — выбросить, как выбрасывают старое пальто, которое и вообще-то ничего хорошего не представляло собой, а с течением времени становилось всё более и более негодным.

Для тех, кто приходит — кто слушает, принимает и оставляет, — будет сострадание и милость, превосходящая человеческое понимание. Бог говорит: «Мои мысли— не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (ст. 8, 9). Мы не знаем, как миловать и посылать благодать. Мы поднимаем сжатые кулаки, но Бог открывает Своё милостивое сердце и бежит нам навстречу. Он не скупится на прощение; Он любовно милует. Он прощает каждую крупицу греха, не оставляя от него ни следа, ни тени.

Если в наших сердцах остаётся хоть какое-то сомнение, давайте вновь напомним себе, что Бог всегда держит Своё слово. Он не бросает его на ветер, не зная наверняка, будет ли оно исполнено. «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но поит землю и делает её способной рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (ст. 10, 11).

Те, кто вслушивается в Божье Слово и принимает Его приглашение, познают Его великие благословения. Недаром пророк пишет: «Итак, вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песню, и все деревья в поле — рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастёт мирт, и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (ст. 12, 13). Вы не только будете иметь все непреходящие сокровища Божьи, но и станете для всех окружающих постоянным свидетельством Божьего великодушия.

Церковь Христа