Найти в Дзене

Защитный шлем ЗШ-3: «авиационное ретро»

Мой коллега Дмитрий не только помогает редактировать текст, но и любезно согласился попозировать для "Прогулок в стратосфере"
Мой коллега Дмитрий не только помогает редактировать текст, но и любезно согласился попозировать для "Прогулок в стратосфере"

Авиационный шлем ЗШ-3 был разработан в 60-х гг. прошлого века и предназначался для применения на реактивных самолетах того времени. Увеличение скорости и высоты полета реактивных самолетов требовало улучшения защиты головы летчика во время ударов и воздействия встречного потока воздуха в случае аварийного катапультирования из кабины ЛА.

ЗШ-3 стал одним из первых авиационных шлемов, получивших по-настоящему массовое распространение в строевых частях ВВС СССР, благодаря чему его облик легко узнаваем и по сей день. Возможно, для некоторых это будет откровеньем, но ЗШ-3 до сих пор числится на балансе и применяется экипажами Ту-142 и частично на Л-39.

Конструкция авиационного шлема ЗШ-3

Конструктивно комплект ЗШ-3 состоит из трех раздельных частей:

1- каска шлема из алюминиевого сплава, имела откидные височные щитки, три аэродинамических отверстия прямоугольной формы с закругленными углами и массивный внешний светофильтр с ручным механизмом опускания;

2- кожаный шлемофон (ШЛ) со встроенными наушниками и компенсатором натяга. В зависимости от условий эксплуатации, ШЛ бывают зимними, летними и облегченными;

3- кислородная маска КМ-32 (крепится к шлемофону).

Основным несущим элементом ЗШ-3 является шлемофон.

Шлемофон допускалось использовать без защитной каски и кислородной маски.
Шлемофон допускалось использовать без защитной каски и кислородной маски.

На определенных режимах полета (преимущественно бортами ВТА и дальней авиации) допускалось применение шлемофона без кислородной маски и без защитной каски, которая надевалась при вхождении в зону выполнения боевого задания. Такая возможность обеспечивала высокие эргономические и гигиенические характеристики комплекта ЗШ-3 и снижала общую усталость от многочасового ношения шлема.

Вариант применения шлемофона с кислородной маской, но без каски.
Вариант применения шлемофона с кислородной маской, но без каски.

Массивный светофильтр, расположенный с внешней стороны каски, мог устанавливаться в нескольких позициях и выполнять роль либо солнечного козырька, либо полноценного светофильтра.

Благодаря своей форме, в одной из позиций светофильтр великолепно выполняет роль козырька
Благодаря своей форме, в одной из позиций светофильтр великолепно выполняет роль козырька

Благодаря большой площади остекления в полностью закрытом положении светофильтр очень хорошо защищал лицо от встречного воздушного потока при катапультировании.

Такому остеклению позавидует любая современная модель. Увы, расположение светофильтра в защитном кожухе требует свою дань.
Такому остеклению позавидует любая современная модель. Увы, расположение светофильтра в защитном кожухе требует свою дань.

По современным меркам конструкция ЗШ-3 и некоторые технические решения выглядят простыми. Например, кислородная маска КМ-32 крепилась к шлемофону при помощи четырех замков, выполненных в виде крючков, один из которых располагался в лобной части, и его крепление проходило вдоль переносицы. Вначале я хотел написать, что

" ...такое расположение одного из креплений было существенным недостатком ЗШ-3, т.к. приводило к небольшому слепому пятну в центральной части, что в свою очередь могло стать критичным в случае физиологического сужения поля зрения при циркуляторной (перегрузка) или гипоксической (разгерметизация) гипоксии..."

И от части это верно, но немного поносив шлем во время примерки, напрочь забыл о том "...что лобный замок крепления маски ДОЛЖЕН создавать слепую зону в центральной части поля зрения..." - забылся, с кем не бывает? ;)

Поговорив с испытателями 70х гг., выяснилось что и у них не возникало особых ограничений. Что касается перегрузок, так в те времена они не превышали 5G.

Амортизационный слой ЗШ-3 состоял из небольшого слоя поролона на внутренней стороне каски и мягкого шлемофона.

А это уже автор блога "Прогулки в стратосфере" решил сделать винтажное фото для своей одноименной странички "progulki_v_stratosfere" в Instagram, чтобы попробовать воссоздать атмосферу 60х))).
А это уже автор блога "Прогулки в стратосфере" решил сделать винтажное фото для своей одноименной странички "progulki_v_stratosfere" в Instagram, чтобы попробовать воссоздать атмосферу 60х))).

Несмотря на вышеперечисленные недостатки, ЗШ-3 получился очень удачным и удобным шлемом для своего времени и возлагаемых на него задач: его любили и уважали, летчики не раз просили создать "Реплику ЗШ-3", ТЗ на которое так и осталось лежать под сукном. Автор блога «Прогулки в стратосфере» тоже проникся любовью к шлему ЗШ-3 во время примерок и фотосессии для этой статьи не смотря на то, что самостоятельное крепление замков маски с непривычки попортило много нервов (что с меня взять? - поколение Next...).

Так же вы можете познакомиться с другими статьями из цикла, посвященного отечественным авиационным шлемам:

Статьи о защитных шлемах: статья о ЗШ-3, статья о ЗШ-5; статья о ЗШ-7; статья о ЗШ-10 и 17

Статьи о гермошлемах: статья о ГШ-4; статья о ГШ-6