В девятнадцатом веке московитом называлось кондитерское изделие в виде фруктового желе, а в начале двухтысячных на одном столичном заводе выпускался автобус Московит-6222, представлявший из себя почти полную копию знаменитого венгерского Икаруса. А уже после Евромайдана украинцы много раз грозились «переименовать» русских в московитов, а Россию – в Московию. Давайте-ка сейчас разберемся, настолько это название является исторически верным и действительно ли оно употреблялось русскими в отношение самих себя.
Династия Рюриковичей обеспечивала некоторое политическое единство Руси до середины 13-о столетия, но затем случилось монгольское нашествие. Страна была фактически разделена между Ордой и Литвой, причем, литовцы со временем хапали все больше, и их вассалами были даже мелкие княжества в нынешней Центральной России. В частности, им подчинялись правители Пронска и Рязани.
Но небольшой московский удел, расположенный в бассейне одноименной реки, заключил союз с великими ханами и сумел подчинить своей власти прежнее Владимирское княжество, а затем поглотить его. И не только его. И вот эти земли, в отличие от другой Руси, литовской, назвали Московией, а ее жителей – московитами.
Ранее бытовали иные термины: Великая и Малая Русь, придуманные греческими церковниками чисто для своих административных моментов и Белая, Черная и Червонная Русь, но так назывались именно западные земли, где сидела династия Рюриковичей.
В Великом княжестве Московском, бывшем уже в конце 15-о века сильной региональной державой, время от времени бывали западные путешественники, специалисты и дипломаты. По возвращению на родину некоторые из них писали пространные воспоминания, где рассказывали о местных политических раскладах.
Еще Василий Темный, едва не снятый с трона татарами и собственными родственничками, начал называть себя господарь всея земли Русской, но его владения занимали едва ли половину от общей территории Руси. Сигизмунд Герберштейн, австрийский посланник в Москве в начале 16-о века, упоминал, что русские пределы начинаются от Карпатских гор на западе и заканчиваются Средней Волгой на Востоке. На севере граница выходит к морю, на юге она упирается к Днепру и Днестру.
Австрияк и другие интуристы, вроде наемника Лжедмитрия, французского протестанта Жака Маржерета, особо оговаривали, что Москва получила название от протекающей там речки, по имени города стало называться княжество, а все его подданные получили имя московитов. Они упоминают, что Московия является частью Руси и представляет из себя политическое образование в ее пределах. Маржерет также объясняет, что сами себя жители этой страны предпочитают именовать русскими, а если спросить, из какого они города, то уточняют: из Москвы, Вологды или Рязани.
Т.е. слово Московия никогда не было нашим внутренним названием собственного государства, равно как и московитами мы себя не называли. Даже жители белокаменной звались по-другому – московляне. Это классический экзоэтноним, т.е. внешнее имя, данное иностранцами. Точно так же и мы зовем народ дойчей немцами, а народ хань китайцами. Судя по всему, понятие «московиты» вошло в оборот в результате усилий поляков и литовцев, которые имели собственное Русское воеводство (Галицию) и претендовали на воссоздание Руси под своей властью.
Термин применялся периодически вплоть до Петра I, но когда обновленная Россия вышла на историческую арену во всей своей славе, был забыт из-за ненужности по прошествии некоторого времени. Ныне он изредка используется националистическими кругами ряда соседних стран, чтобы задеть россиян басенкой давностью в несколько сотен лет.