Найти тему
Motion

От конки к современным "Витязям". История трамваев в Москве.

Оглавление

Я уже писал о многочисленных плюсах трамвая и почему он является лучшим общественным транспортом. В этой статье я хочу рассказать об истории "лучшего общественного транспорта" в Москве.

Москва обладает развитой системой трамвайных путей. Хоть с каждым годом трамваев становиться все меньше и меньше, но всё равно Москва остаётся "трамвайным" лидером в России.

Карта трамвайных путей в Москве
Карта трамвайных путей в Москве

Московский трамвай обладает очень обширной историей, протяжённостью больше 110 лет, поэтому в о одной статье я не смогу затронуть каждую деталь в истории Московского трамвая, но основные события я расскажу.

История трамваев в Москве

Первая конная железная дорога в Москве была построена ещё в 1872 году (конка проходила по маршруту Иверских ворот до Смоленского вокзала), она была частная. Через почти 20 лет КЖД в Москве разрослись, но всё ещё оставались частные, тогда в 1891 году было принято решение об их объединении. Это не принесло особых коммерческих успехов, а из-за эпидемии очень большое количество лошадей погибло и конная железная дорога даже уходила в минус.

В 1905 году в Москве был избран новый мэр, который принял решение начать постройку трамвайных маршрутов, из-за революционного течения работа была приостановлена, но не смотря на это уже в 1907 году была запущенна Мясницкая трамвайная линия.

Николай Иванович Гучков
Николай Иванович Гучков

К 1926 году в Москве было построено свыше 395 км трамвайных путей, средняя скорость движения была 12 км/ч. В 30-ых годах трамвай достиг максимума, им пользовалось порядка 2,6 миллионов человек в день, при население города в 4 миллиона. Это значит, что больше половины людей во всём городе пользовались трамваями!

В 1935 году был запущен Московский метрополитен и было принято решение расформировать трамвайные линии, которые дублировали метро.

После 1940-го года трамвая становится меньше. Некоторые линии были закрыты и заменены, а линии, которые шли к окраинам, были также закрыты в связи отдачи предпочтению метро.

С 1960-х началась волна ликвидации трамваев: была закрыта Артамоновская сеть, были ликвидированы линии заполняй части города, а также была ликвидирована кольцевая, вокруг Садового кольца.

Артамоновская сеть
Артамоновская сеть

При Лужкове было такое ликвидировано около 9 трамвайных линий, большинство из них были уничтожены из-за постройки Третьего транспортного кольца.

С приходом Собянина обстановка с трамваями в Москве чуть улучшилась: было восстановлено нескоро маршрутов, например, по Волоколамскому шоссе, также были открыт новые трамвайные линии и обновлен подвижной состав.

Трамвай на маршруте №25
Трамвай на маршруте №25

Трамваи во время войны

Во время Второй мировой войны трамвай продолжал работу. По большей части он выполнял функцию транспортировки грузов, но по прежнему перевозил граждан. Во время бомбардировок часть путей пострадала. Пассажиропоток очень сильно снизился, но в 1943 году было принято решение о восстановлении путей.

Во время Перовой мировой войны трамваи использовались, как часть баррикад, сеть была очень сильно разрушена и в основе остались лишь грузовые маршруты.

Памятник блокадному трамваю
Памятник блокадному трамваю

Подвижной состав Московского трамвая

Эволюция трамваев в Москве
Эволюция трамваев в Москве

Подвижной состав в Москве очень сильно менялся со временем. Изначально это была лошадиные конки, с империалом (скамья на крыше вагона), позже их заменили на трамвай "Фонарный", к которому можно было присоединить вагон "Нюрнбергский". После них был ещё порядка 9 разных трамваев, большинство из них трамваи чешского производство, от фирмы Татра. И наконец мы подошли к самому распространённому в Москве трамваю – "Витязь". Это действительно хороший трамвай, в нём расположено 64 сидячих мест, а при полной завязке он может вместить 265 пассажира, но всё же не рекомендуется больше 188. Максимальная скорость трамвая – 75 км/ч. На "вооружении" Московского транспорта с 2014 года, сейчас их в Москве 390.

-10

Более подробно про историю подвижного состава в Москве мы расскажем в других статьях.

Будущее трамвая

Трамвай "Витязь-М"
Трамвай "Витязь-М"

В этой статье я познакомил Вас с основными событиями истории Московского трамвая. Как по мне она очень интересная и радостная, ведь трамвай постепенно начинают заново развиваться и возможно уже через несколько лет мы с Вами увидим новые трамвайные линии по всей Москве.

Пишите своё мнение по поводу трамваев и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об урбанистике и транспорте! Telegram-канал: https://t.me/motionurban