«Леди-ястреб» - первый фильм, в котором я увидел Рутгера Хауэра. Это и определило отношение к актеру. Какие бы брутальные или даже садистские роли потом он не играл, всё равно оставался романтичным героем, капитаном Наварро. А уж много лет прошло с того просмотра, штук, наверное, тридцать. Дай-ка, думаю, гляну, как оно сейчас воспринимается? Прав ли был Гераклит с со своим «нельзя дважды войти в одну реку»?
Ан вот можно! Ей-богу, фильм не устарел. Сейчас он смотрится даже лучше, чем тогда. В нем нет нынешней суеты, нет цинизма, музыка, романтика – всё заставляет помолодеть и вернуться в ту реку.
При этом «Леди-ястреб» интересна не только таким замшелым дедам как я. Специально усадил смотреть свою дочь (примерно в том же возрасте, что и я тридцать лет назад). Посмотрю-ка, понравится ли эта волшебная и боевая сказка поколению, «испорченному» современностью. Искусство есть искусство, и тогда, и сейчас. Дочь кино смотрела во все глаза с полуоткрытым ртом.
Шикарная романтическая сказка в средневековых тонах. Проклятье греховного епископа, молодая пара – капитан Наварро (Хауэр) и леди Изабо (Мишель Пфайффер) – одновременно разлучены навеки и находятся рядом друг с другом. Он по ночам превращается в волка, она с восходом солнца становится ястребом.
Им не суждено встретиться, бла-бла-бла, покуда не разрушится проклятье. А разрушить его можно только решив загадку и выполнив условия. Да, конечно, зловредный епископ не желает, чтобы влюбленные спаслись. Для гарантии их вообще лучше убить. В погоню за капитаном и его ястребом отправляется целый отряд.
Вот в самом деле, вроде бы всё незатейливо, предсказуемо и даже местами наивно, но как же исстрадалась душа в наш век по этакой сказочной романтике. У нас ведь сейчас красивую историю, без иронии, без скабрезностей, без сатиры, без цинизма снимать не возьмутся – постесняются. А ведь это вещь непреходящая, как душа человеческая.
Хотя формальный и фактический главный в герой «Леди-ястреб» воришка-карманник Гастон по прозвищу Мышь и здесь разбавляет пафос романтизма юмором, легкой иронией, противопоставлением романтике здравого житейского эгоизма. А уж его разговоры с богом…
Именно ему судьба отводит роль спасителя и благодетеля влюбленной пары. И ведь как на него, мелкого эгоиста, влияет история – он здорово меняется к концу. Немножко, пусть самую чуточку, но меняется вместе с ним и зритель.
Капитан слишком прямолинеен. Он знает только путь меча. И уж если ему не суждено увидеть Изабо, то хотя бы умереть надо с честью. И ведь умер бы, дурак рыцарственный, если бы не Гастон. Его изворотливость и находчивость вытаскивают Наварро из переделок. И едва ли не насильно тащат его к спасению и счастью.
Мишель Пфайффер, кстати, мне тоже известна именно с этого фильма. И я бы даже сказал почти только по этому фильму. Вот не назвал бы ее ни роковой красавицей, ни нежно-воздушной принцессой. Ее романтическая героиня в «Леди-ястреб» женщина сильная (и это – в дотолерантную киноэпоху), решительная, а порой и проказливая. Тот случай, когда героиню делает не смазливое личико, а актерская игра и поведение.
В общем, я рад, что вошел в ту же реку. Фильм еще жив и определенно способен дать прикурить современным сказкам.
8 из 10