Один из самых известных производителей средств для волос Ганс Шварцкопф был потомственным химиком и фармацевтом. Поначалу он занимался продажей уже знакомых всем средств — в 1898 году в Берлине Шварцкопф открыл небольшую лавку «Краски, лекарства, духи».
Одна из клиенток магазина, вернувшись из Англии, попросила шампунь в пакетике, которым она пользовалась в Лондоне. Ничего подобного в лавке Шварцкопфа не нашлось. Однако у владельца появилась идея создать нечто похожее самому. На разработку у фармацевта ушло пять лет, после чего был представлен первый растворимый в воде порошковый шампунь фиолетового цвета с запахом фиалки. Сначала новинка продавалась только в аптечной лавке самого Шварцкопфа и стоила 20 пфеннингов (центов) за упаковку. Но уже через год порошковый шампунь появился во всех аптеках Берлина, а вскоре вышел и на международный рынок. Первые поставки были совершены в Голландию и Россию.
В 1903 году у бренда появились название и логотип. Ганс Шварцкопф решил использовать в виде торговой марки собственную фамилию, которая переводилась с немецкого как «чёрная голова». Порошковый шампунь стал первым фирменным продуктом, представленным на рынке красоты. А Schwarzkopf — первым косметическим брендом в Германии. Кроме того, изобретатель придумал слоган: «Только лучшее для ваших волос!» Удивительно, но спустя столько лет эта фраза продолжает оставаться лозунгом бренда.
Уже через год фармацевт открыл завод по производству шампуня. Спрос по-прежнему превышал предложение. Поэтому через четыре года появилась ещё одна фабрика. Главная причина такого ошеломительного успеха была банальна — у бренда не было конкурентов. Компания Schwarzkopf была монополистом на рынке. Вместе с ростом популярности увеличивался и ассортимент. Химик активно добавлял в продукты целебные травы и различные ароматы. Казалось, изобретателя не остановить, однако началась Первая мировая война, и производство прекратилось.
Но как только война закончилась, фабрики заработали снова. Трудно было найти в то время немца, который бы не пользовался шампунем от Ганса Шварцкопфа. Всего за пару лет компании удалось восстановить довоенные масштабы производства. Однако бренд постигла другая беда — в 1921 году немецкий химик внезапно скончался от сердечного приступа. После смерти основателя управлять компанией стали вдова Шварцкопфа и его старший сын. Им не только удалось сохранить дело мужа и отца, но и приумножить бизнес. Немалые бюджеты выделялись на продвижение средств — в 1925 году на рекламу компания Schwarzkopf потратила около 3 млн марок (€1,4 млн). В 1927 году вышла революционная новинка бренда — первый в мире жидкий шампунь.
В то же время бренд, успешно зарекомендовавший себя как новатор на рынке косметики, открыл первый учебный центр для парикмахеров в Берлине и построил новые производственные мощности. Филиалы компании стали открываться по всему миру. Не прошло и года с момента появления жидкого шампуня на рынке, как компания выпустила и запатентовала очередную новинку — первый в мире кондиционер для волос. В начале 1930-х годов бренд уже не только продавал свои товары в магазинах, но и стал тесно сотрудничать с парикмахерскими и салонами красоты.
Бренд активно завоёвывал мировой рынок, становясь одним из самых крупных производителей средств для ухода за волосами. Именно в это время компания начала изготавливать отдельные товары специально для салонов красоты. Даже Вторая мировая война не остановила Schwarzkopf. После окончания войны компания потеряла более 200 торговых марок в 27 странах мира по причине экспроприации и запрета на их использование. Однако все эти годы сотрудники бренда продолжали трудиться над запуском новых продуктов, в частности, средства для химической завивки волос.
Экономические и политические разногласия в стране не могли не сказаться на компании. Поэтому в 1950 году штаб-квартира бренда переехала из Берлина в Гамбург. В 1963 году на компанию работало около 2800 сотрудников в Германии.
Бренд зарекомендовал себя и как один из лидеров в области окрашивания волос. В 1975 году продажи Schwarzkopf составили 468 млн немецких марок (примерно €227 млн). Покорив Запад, бренд Schwarzkopf решил двигаться на Восток и освоить один из самых заманчивых рынков — Советский Союз. Ещё в начале 1970-х годов продукция появилась в Чехословакии. Однако потребовалось несколько лет, чтобы закрепиться на этом рынке — только в 1978 году предприятия Советского Союза запустили продукцию Schwarzkopf. К концу 1980-х годов продажи бренда составили почти 622 млн немецких марок (€301 млн).
В 1995 году концерн Hoechst, который владел 77% бренда, продал свою долю гиганту Henkel. Сумма сделки не раскрывалась. 23% компании осталось в семье наследников Ганса Шварцкопфа. На тот момент продажи бренда составили около 1,1 млрд немецких марок ( €533 млн). Под новым руководством Schwarzkopf продолжила выпуск новаторской продукции. Для профессиональных стилистов в начале 21-го века было запущено направление Osis для создания причесок. А в 2004 году на европейском рынке появилась новая торговая марка Got2b.
Сейчас Schwarzkopf представлен примерно в 50 странах мира. Продукцию бренда можно разделить на два направления: массмаркет и профессиональные средства, выпущенные для салонов-парикмахерских.
Читайте также: история самого известного в мире производителя соевого соуса Kikkoman