Найти тему
Фёдор Тенин

Суровые реалии прежних времён, глазами талантливого мастера Ивана Абаляева

Бывает, что нечто уникальное находишь в самых неожиданных местах. Казалось бы как должен выглядеть стандартный краеведческий музей: зал о древней истории края с черепом мамонта, комната о том что было позже со всякими домонгольскими черепками, большой зал о том как плохо жилось местным при царе, за ним следует помещение повествующее о том как счастливо они начали жить при советской власти. Кажется я что-то забыл, ах да - обязательно есть ещё изъеденные молью чучела представителей местной фауны и экспозиция посвящённая войне. Всё так почти во всех краеведческих музеях России, но иногда бывают исключения, в виде творений, отражающих уникальные особенности конкретного города. Об этом и пойдёт речь далее.

-2

В 1901 году в деревне Нутрома близ села Кимры Тверской губернии, в семье Михаила Абаляева родился мальчик названный Иваном. В ту пору Кимры были центром производства обуви и неудивительно, что Абаляевы в нём тоже были задействованы. Семья была бедной, денег на собственное сырьё у главы семейства не было и он занимал его у более крупного обувщика. Юный Иван уже с десяти лет вкалывал наравне со старшими членами семьи, делая простые башмаки. Со временем требования покупателей стали более взыскательными, их уже не устраивала примитивная обувь, которую привыкли шить Абаляевы. Крупный обувщик перестал высылать сырьё и Иван нанялся к соседу шить штиблеты. Освоив это дело, он стал изготавливать их у себя на дому. Теперь они с отцом поменялись ролями, он стал мастером, а отец так и остался на уровне подмастерья. В начале двадцатых годов Ивана призвали в молодую красную армию. Уже тогда солдат вовсю использовали в качестве бесплатной рабочей силы и вместо боевой подготовки, рядовой Абаляев в основном пахал на обувной фабрике.

-3

Ещё в детстве Иван вырезал простые фигурки зверей и птиц, но лишь после возвращения из армии это стало для него полноценным увлечением. Он женился, работал по прежнему обувщиком, а в свободное время вырезал весьма реалистичные сцены того, что видел вокруг себя. «Обувщик за работой» - стал первым его произведением в жанре сурового резного реализма.

-4

Конечно у него были и жизнеутверждающие скульптуры всяких передовиков и пионеров, но я даже не стал их фотографировать, по причине отсутствия в них жизни. Такое ощущение, что автор их сделал из-под палки, потому что надо было сделать и потому что сказали сделать. По настоящему хорошо у него получались печальные картины людского горя и морального падения. Видимо дело в том, что его собственная жизнь была не сахар и он сполна хлебнул невзгод. Наше прошлое всегда накладывает на нас отпечаток, который не забыть и не смыть, как не старайся.

-5

Шагают два товарища. Эта парочка неплохо заправилась самогоном, который позволил им хотя бы на ночь забыть об ужасах их жалкой жизни и мрачной перспективе впереди. Один из них в пьяном состоянии становится заводным, он в бреду изрыгает из себя обрывки фраз. То что он более активен, выдаёт его покрытое прилипшим снегом пальто. Спьяну он лезет куда не попадя и падает в сугробы, а потом поднимается из них с помощью своего собутыльника. Собутыльник здесь является слушателем. Он более пассивен и его задача просто дойти до дома. Там он рухнет на постель, захрапит и продрыхнет весь следующий день. Дома его ждут жена и дети. Разумеется сыновья его не уважают, но пока ещё боятся. Вполне возможно, что негативный образ отца сподвигнет их жить совсем по другому во взрослом возрасте, но скорее всего они станут такими же. Русский народ не зря выдумал поговорку: «От осинки не родятся апельсинки».

-6

Бьёт - значит любит.

-7

Неподалёку от моего дома есть старая церковь и я часто вижу пожилых прихожанок рядом с нею. Поражает, как точно умелый резчик сумел передать выражение их лиц когда они крестятся. Оно именно такое - с усталым выражением глаз и крепко сжатыми челюстями. У многих из этих женщин толком ничего не осталось, кроме кошек и Бога.

-8

Там закончится одна из посиделок, той бредущей домой парочки пьянчуг. Они расквасят друг другу носы, наставят синяков, но скоро помирятся.

-9

Клиент пристально рассматривает ботинки перед покупкой.

-10

Ведь если этого не сделать, то можно напороться на подделку с подошвой из картона. В сапожной столице уйма торговцев и некоторые из них живут по принципу: «Не на....ь, не проживёшь» (не обманешь, не проживёшь).

-11

«Мда, хоорошие сапоги».

-12

Деревенская девчонка - кровь с молоком. У неё грубые черты лица и нескладное телосложение с короткими ногами. Она же не какая-нибудь фифа из семьи хороших родителей, никогда не знавшая тяжёлой работы.

-13

Поп и кулак-мироед. Они враги народа. Они здесь единственные, кто обладает развитой мускулатурой, позволяющей судить о достаточном питании. Но вот что странно - кулака, попа и всех собственников предприятий изгнали, либо порешили, а город стал намного хуже чем был. И обувных производств в столице сапожного царства не осталось. Те, кто был там не дадут мне соврать, Кимры в очень плохом состоянии. А ведь так было не всегда, до сих пор значительную часть застройки составляют добротные деревянные и кирпичные дома построенные до революции. Выходит, тогда город интенсивно развивался, а сейчас умирает. Как вы думаете, почему так произошло? Я знаю ответ, но не скажу, пусть каждый сделает собственный вывод.

-14

Жена нашла своего «утомившегося труженика». За его фигурой видна причина такой внезапной усталости. Однажды зимой, жене надоест искать это вечно пьяное существо и наутро на окраине деревни обнаружат окоченевший труп. Никто не будет жалеть о его смерти.

-15

Этому мужику повезло, более трезвый друг притащит его домой.

-16

Много разносолов и блюд на столе у богатого обувщика, а у бедного нечем детей кормить. Тут можно возмущаться по поводу социальной несправедливости, но следует учитывать, что состояние того кто организовывает застолье справа, к нему не с неба упало. Он вероятно тоже происходил из крестьян и то, что имеет заработал смекалкой, тяжёлым трудом, ну и изрядной долей хитрости конечно. Куда уж в бизнесе без неё.

-17

Несут товар на продажу.

-18

Эта скульптура высотой с небольшого человека. На первый взгляд она кажется немного несуразной, но это лишь на первый взгляд. Видно, что этот человек недоедал в детстве - у него низкий рост, почти отсутствуют плечи и узкая грудь. Это те параметры, которые формируются в лучшем случае до 25 лет и вряд ли изменятся в более старшем возрасте. Для человеческой истории голод является более традиционным состоянием, чем изобилие. Так было в течение сотен тысяч лет и лишь взрывной технологический рывок XIX-XX веков смог обеспечить большую часть людей достаточным количеством пищи. То как мы приходим в магазин за углом и за относительно небольшие деньги покупаем всё необходимое, нашим предкам показалось бы фантастикой.

-19

Муж и жена. Она почему то одета лучше чем он.

-20

А здесь всё наоборот.

-21

Разумеется все фигурки изображали как бы реалии жизни до революции и автор подчёркивал это. Делал он это скорее всего потому что на дворе было время сталинского правления и изображать советскую действительность в негативном ключе было весьма опасно. За такие странные увлечения можно было уехать рыть находящийся неподалёку канал Москва-Волга. И не в качестве вольнонаёмного работника.

-22

Фигурки Ивана Абаляева стали хорошо известны в Калининской области. Он изготовил сотни маленьких скульптур и даже провёл пару выставок в центре региона - Калинине. Возможно он достиг бы и большего мастерства, но началась война. Талантливый мастер был призван на защиту страны и погиб в 1941 году.