Знаете, сколько времени в среднем посетители музея проводят около одной картины? Четыре секунды! Но, я уверена, что это великое произведение живописи заставит любого задержаться около него намного дольше. Площадь картины составляет около 30 квадратных метров. Представляя её размеры: 651 см. на 465, 5 см., я понимаю, насколько картина огромная. Она не поместилась бы даже на потолке в моей комнате. Общий период работы над полотном от замысла до результата у художника занял 6 лет. Он писал её на таком пределе духовного и физического напряжения, что случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Голова тряслась, колени дрожали от перенапряжения. Это был титанический труд. Но дело даже не в этом. А в том, что художник спрятал в свою картину столько тайных смыслов и знаков, что, рассматривать полотно и разгадывать их можно часами.
Но обо всем по порядку.
Приглашаю вас в Санкт-Петербург, чтобы посетить Государственный Русский Музей. Именно здесь хранится и пользуется заслуженной известностью выдающийся шедевр отечественного искусства - “Последний день Помпеи” Карла Павловича Брюллова.
24 августа 79 года произошло мощное извержение вулкана Везувия, которое продолжалось примерно сутки. На расположенные у подножия городА опрокинулось около 10 млн. тонн пепла, камней и лавы. На месте цветущего гигантского римского мегаполиса #Помпеи ничего не осталось кроме безмолвной пустыни. Около 12 тыс. жителей было уничтожено. После извержения вулкана пошёл сильный дождь, пепел законсервировал под своей шестиметровой толщей булыжные мостовые, статуи, дома древнего города, храмы с фресками и мозаикой и тела тех, кто не успел спастись.
Только во второй половине XVIII века, при производстве земляных работ, Помпеи совершенно случайно был обнаружен. Под слоем вулканической лавы и пепла сохранилась великая #цивилизация I века нашей эры.
Зрелище Помпеи ошеломило художника
Чудесным образом летом 1827 года Брюллов попадает на раскопки города, в которых принимал участие его брат. Археологам пришла в голову удивительная идея: пустоты, которые они находили в толще пепла, стали заливать гипсом.
На глазах художника они превращались в гипсовые фигуры мертвых людей. Это конечно глубоко поразило Брюллова и вдохновило на создание живописного произведения. В основу своей картины он вложил романтическую идею о столкновении человека со стихией. #Сюжет был основан на тщательно изученных археологических находках, исторических и литературных источниках. Письма Плиния Младшего — очевидца трагедии, в которых он подробно описал детали произошедшего, подсказали художнику композицию будущей #картины .
Работая над полотном, Брюллов стремился к максимальной достоверности как в целом, так и в деталях. Предметы быта и украшения, изображённые в картине, были заимствованы из музеев Неаполя, что же касается персонажей, то основные группы фигур #художник воссоздал по запомнившимся ему во время посещения раскопок слепкам погибших. В общих чертах композиция сложилась уже к 1828 году. Выполненные в различных материалах эскизы и многочисленные #рисунки дают наглядное представление о творческом поиске художника, в результате которого он многократно менял расположение фигур, варьировал их позы, замещал одну группу другой.
С 1830 по 1833 год художник писал картину уже на большом холсте, перенеся на него окончательное решение композиции.
Краткий миг ослепительного света, излучаемого извержением гигантского вулкана и молниями, выхватывает из тьмы фигуры потрясенных людей. Они в смятении и ужасе перед надвигающимся крушением города. Живописец показывает весь драматизм сцены с помощью основного колорита произведения: черного цвета — тьмы и красного — #катастрофы . Несмотря на надвигающуюся смерть, герои картины даже в страдании не теряют красоты и величия духа. В этом заключается философия и #эстетика романтизма.
Сюжет о необъятной мощи природы, когда гибнут люди и пытаются помочь друг другу, спасая своих родных и близких, является только первым уровнем восприятия картины. Но на самом деле, эта работа гораздо сложнее, чем просто картина в романтическом стиле.
Второй уровень восприятия — это символический смысл произведения
На первом плане в левой части картины Брюллов изображает христианского священника.
Все люди бегут из города, а единственный, кто вбегает в город — это священник, у него на груди крест, в руках кадильница и чаша для причастия. Он как бы позиционирует, что готов разделить с людьми Помпеи их участь. Христианский священник пытается спасти людей, если не физически, то духовно. Здесь есть еще один персонаж — это языческий жрец, у него предметы для совершения языческого культа: топорик, тренога, кувшин с маслом.
Он убегает вместе со всеми. Старое вероучение уходит, на смену ей приходит #христианство . Эта картина о начале новой христианской цивилизации.
Обратим внимание на женщину, которая была выброшена из боевой колесницы.
Колесница — символ могущества древнего Рима, это наследие античной красоты древней Греции. Как и падающие античные статуи (в правом верхнем углу картины), разбитая колесница символизируют уничтожение старой цивилизации. Мы видим, что женщина погибла, а рядом младенец, который тянет к ней руки. Вспомните, как изображали Иисуса Христа. Этот образ ещё раз подтверждает наступление эры христианства.
Кроме основного сюжета и символического смысла на картине есть подтекст личных переживаний художника.
Брюллов пишет почти все женские образы похожими на графиню Юлию Самойлову, музу художника.
Она была любовью всей его жизни, он преклонялся перед ней с первого дня их встречи в Италии и до последнего вздоха. Но его чувства были неразделенными, и Брюллов от этого сильно переживал. На картине мы видим и самого Карла Павловича, который таким образом решил увековечить своё присутствие на полотне.
Вот такие #загадки порой открывают нам известные шедевры, которые невозможно понять мгновенно. И моя длинная статья не раскрыла всех секретов этого полотна, но, надеюсь, приоткрыла дверь к глубокому восприятию живописи. Если вам интересны подобные разборы картин великих художников, ставьте палец вверх и не забудьте подписаться. Спасибо за прочтение.