Памяти моей дорогой бабушки Прасковьи
Что общего может быть у языческой богини с изображением Молящейся Богоматери под куполом Софийского собора в Киеве?
Историки, культурологи, искусствоведы давно ответили на этот вопрос. Богоматерь Оранта ("Молящаяся") изображалась в той же позе, что и богиня древних славян Мокошь - это женщина с поднятыми вверх руками.
Тот же мотив находим в народных вышивках:
Кресты внизу - это тоже она. Главное женское божество у славян называлось по-разному: Мокошь или Макошь, Мать-Роженица, Мать-Сыра-земля, Прародительница. Берегиня.
Ее символом был косой крест.
В одной статье прочитала, что и уважаемый впоследствии в России Андреевский флаг не случайно так любим народом. Косой крест - это символ силы, оберега славян - предков русского народа. В этом смысле символ архетипичен, а архетипы сильны.
Кто же она, загадочная Мокошь? И откуда мы вообще о ней знаем?
Начнем со второго вопроса.
О языческих богах славян мы знаем из т.наз. Владимирского пантеона, составленного в 980 году. Первая религиозная реформа Владимира Святославовича, крестителя Руси - это отнюдь не введение христианства. У князя Владимира была цель укрепить единство Руси. Много богов - много князей, есть главный бог - есть главный князь, - вот логика первой религиозной реформы. Главным культом стал культ Перуна, а также был утвержден пантеон богов, которым следовало поклоняться.
В летописях также упоминаются языческие боги. Вот, например, что написано в Лаврентьевской летописи о реформе Владимира Святославовича: "И нача княжити Володимерь въ Киеве единъ | и постави кумиры на холму | вне двора тeремнаго. Перуна древяна | а главу его сребрену | а оцсъ златъ | и Хърса Дажьба | и Стриба | и Симаръгла | и Мокошь[и]...". Сопоставляя данные, можем судить о том, "кто был кто" в языческом пантеоне древних славян.
Так кто же она, Мокошь? - единственное женское божество во всем Владимирском пантеоне. Имя богини Мокошь исследователи связывают со славянским мокр-, мокнуть . В некоторых источниках она называется богиней воды, что связано с плодородием, рождаемостью. Мокошь или Макошь и почитали как богиню плодородия и рождаемости. Такая богиня имеет большую силу, она - родоначальница Роженица, оберег рода - Берегиня. Главное занятие славян - земледелие; потому-то, кстати, и культ Перуна не пошел. Перуна как покровителя воинства основное население - славяне-земледельцы - считали "варяжским богом". <подробнее о варягах и их присутствии на Руси здесь>
А матушка-земля родит, земля дает жизнь. Вот и еще одно имя древней богини: Мать-Сыра-земля.
Мокошь славяне почитали как богиню плодородия и рождаемости, родоначальницу, оберег рода. Ее также называли Роженица, Берегиня, Мать-Сыра-земля.
Мокошь почитали еще долго после принятия христианства в 988 году.
На Руси сохранялась ситуация двоеверия: поклонялись не только Христу, но и языческим богам. Причем не только простой народ чтил память о древних богах, такая же ситуация была и в княжеско-боярской среде. Так, один из церковных вопросников XVI века содержал вопрос: "Не ходила ли еси к Мокоше?", а Богоматерь Оранта связывалась в народном сознании с древней богиней.
"Не ходила ли еси к Мокоше?", - рекомендовал церковный вопросник XVI века батюшке спросить на исповеди прихожанку.
А еще Мокошь как женская богиня считалась покровительницей овцеводства, ткачества и женского хозяйства в доме в целом. Ей приносили в жертву снопы льна и вышитые полотенца.
Позже такие дары стали приносить Параскеве Пятнице, а культ Мокоши связывают с поклонением Параскеве. На Параскеву Пятницу были перенесены некоторые, так сказать, функции Мокоши: помимо связи с женскими работами, такими, как прядение или шитье, с замужеством, деторождением, с земной влагой.
Почитаема была Святая Параскева, много храмов посвящалось ей на Руси!