Явление духовничества меняло формы, но в истории церкви было всегда, с самого начала. Хорошо ли иметь личного духовника? И как строить взаимоотношения с ним?
Что такое духовничество в самом глубоком смысле слова?
Это не совсем то, что сейчас мы видим в России, в Русской Православной Церкви. Это передача через опыт Христа, жизни с Ним и в Нем, приведение своих духовных чад опытным путем ко Христу.
Вспоминайте, мои золотые, что написали апостолы? И когда? Послание, Деяния, Апокалипсис, когда написали? Апокалипсис написал Иоанн Богослов, уже будучи старичком. А до этого как проповедовали? Устно. Примером слова жизни, опытом доносили людей до Христа и людей приводили к Христу.
Личный пример – это и есть изначальное настоящее православное духовничество. Христос примером явил нам Себя в этом, Он нам показал Отца, а Отца никто не видел никогда. Бог невидим, но когда Филипп на Тайной вечере просил Спасителя: «Покажи нам Отца, и с нас довольно», - что Он ответил ему? - «Филипп, ты столько времени со Мною, неужели не понял, что видевший Меня видел и Отца», – то есть Он образом своей жизни, силой своей любви показал миру любовь Отца. А это самое главное, что нужно было передать.
Подлинный духовник – это тот, кто приводит ко Христу, и Христа приводит к человеку. Только такой может быть духовником. А духовное чадо – тот, кто хочет в этом быть и этому научиться, чтобы потом других обогащать Христом и вести ко Христу.
Для этого постоянно личное общение не каждому надо.
А некоторые явление духовничества воспринимают следующим образом. Духовник – это только батюшка, хотя совсем не обязательно, чтобы им был священник.
Есть в Церкви известный святой по имени святитель Афанасий Великий Александрийский, у него духовником была мать Синклитикия! Слышите, имя-то женское - мать Синклитикия! Одна из монахинь. А он был кто? Языком современным – Патриарх Александрийский. Понимаете, у Патриарха духовником была женщина–монахиня.
- Во-первых, духовник – это не обязательно батюшка.
- Во-вторых, это отношения с ним. Некоторые считают неправильно: «чтобы он благословил, например: вот, батюшка, благослови лотереечку, купить бы, да выиграть! Не благословил? Жалко… А если благословил? То, почему не выиграл?» Таким образом можно всё опошлить, профанировать.
Истина духовничества – это приведение ко Христу и принесение Христа к духовному чаду. Поэтому духовник должен что-то уметь делать. Духовник никогда не будет навязывать ничего никому из духовных чад.
Если духовник приказывает или настаивает – это не духовник, потому что он не знает Христа. Христос никогда не навязывал. Значит, такой духовник – не настоящий христианин, если он приказывает, заставляет или навязывает чего-то.
Духовник истинный только советует и никогда не требует выполнения своего совета. Никогда не привязывает человека к себе, а поворачивает ко Христу и радуется, когда духовное чадо выросло и более не имеет нужды в няньке.
Он должен научить духовное чадо летать. А когда тот научился летать, отпускать его: теперь пускай духовное чадо других учит также летать. Вот это суть духовничества.
По проповедям и беседам о. Владимира Головина.