Найти тему

Уроки по шахматам в школах: настоящий бардак или светлое будущее?

Оглавление

С 2019 года министерство образования начало вводить в общеобразовательных школах занятия по шахматам для детей начальных классов. Шахматы стали таким же обязательным предметом, как математика: игру ввели вместо третьего урока физкультуры. Причиной такого решения стало желание поднять интеллектуальный уровень детей, так как шахматы помогают развить логические, аналитические способности и помогают концентрировать внимание.

Реальные, ощутимые плюсы у такого решения есть:

  • шахматы – это и спорт, и искусство, и игра. Они развивают мозг ребёнка, улучшают память;
  • с шахматами теперь может ознакомиться любой ученик, даже если его родители не умеют играть и не собирались отдавать его в шахматный кружок.

Другие же плюсы надуманны или маловероятны. Например, желание отвлечь детей от компьютерных игр. Если ребёнок хочет поиграть в телефоне или компьютере – тут не помогут уроки по шахматам. Он всё равно возьмёт в руки смартфон.

Ожидание – реальность

Идея обязательных шахмат сама по себе неплохая. Тут главное – реализация. Если всё правильно организовать, то и родителям, и детям это пошло бы только на пользу. Но у нас реализовали эту инициативу далеко не лучшим образом, сами посмотрите:

  • Специалисты. Где взять столько педагогов по шахматам? Бедные школы, на которых свалилась обязанность срочно ввести этот предмет, просят учителей физкультуры его преподавать. Порой физкультурник и сам играть не умеет, и учится наравне с учениками. А профессиональных тренеров в таком количестве нет. Да и не пойдут они в школу, потому что далеко не у всех есть учительский стаж, категория и педагогическое образование, а без этого за уроки платят копейки: не больше двух тысяч в месяц.
  • Раздаточные материалы. Вы можете себя представить обучение детей футболу без мячей? Или химию биологию без микроскопов? Так и шахматы невозможно преподать, если на каждой парте нет набора фигур и доски. Помимо этого нужны одинаковые учебники и рабочие тетради. Но многие школы не могут себе позволить всего сразу, и выходит страшный кавардак. Кто-то приносит доску из дома, а на ней неверно расставлены обозначения полей. У кого-то есть шахматная тетрадь, а кому-то на новый год подарили совершенно другую.
  • Длительность обучения. На начальном этапе шахматы, действительно, может освоить любой ребёнок. И это будет очень полезно для него. Но более сложные вещи: особенности стратегии, разнообразные дебюты, счёт на много ходов вперёд – это всё нужно далеко не каждому ребёнку, а только тому, кто этим увлёкся. Шахматный всеобуч предусматривает целых 4 года обучения! По опыту chessveb, для изучения основ достаточно трёх месяцев. В рамках обычной школы это вполне возможно за один учебный год. Дальнейшее насильственное обучение всего класса – это либо размазывание того, что и так уже изучено, либо настоящее мучение для той части детей, которые просто не могут играть лучше, чем они уже научились.
Ребёнок на школьное занятие принёс неправильную доску, где поле А1 - белое
Ребёнок на школьное занятие принёс неправильную доску, где поле А1 - белое

Из-за всех этих огромных упущений шахматные занятия не могут дать того результата, которого от них ждут. Как они могут улучшить интеллектуальные способности ребёнка, если он так и не научился толком играть? А шахматам он и не научится, так как поиграть с соседом получается не всегда, его ошибки остаются незамеченными, и турниров нет.

Мнение шахматистов

Такая плохая ситуация не во всех школах. Кому-то повезло и с финансированием, и педагогом. В этом случае есть и наборы, и удобная интерактивная доска, и учитель – мастер спорта. На таких уроках полный порядок: более заинтересованные юные шахматисты тренируются между собой, а те, у кого получается хуже – повторяют пройденный материал. Тогда можно лишь порадоваться.

Но в подавляющем большинстве это не так. Возможно, через несколько лет у школ получится наладить шахматные уроки. Министерство образования продумало несложную программу и ввело курсы переподготовки учителей. Только не очень понятно, почему бы сначала не обучить преподавателей и купить школам доски, а потом уже обучать детей? А то выходит, что сначала кое-как учим, а потом обустраиваем образовательный процесс и созываем конференции.

На одной такой конференции в 2019 году международный мастер Олег Алёшин высказал мысль, под которой подпишутся многие профессиональные шахматисты. Его мнение заключалось в том, что шахматы – не для всех. Бывает, что человек умён, образован и эрудирован, но считать ходы в шахматах у него не получается. И это вовсе не значит, что он глупый, просто это не его игра. Мы же не заставляем всех стрелять из лука, у нас нет всеобуча по футболу. Шахматы должны остаться в рамках спортивных школ, и на этот предмет должны приходить только те, у кого есть склонность к ним!

Что делать родителям?

То, что думают профессиональные шахматисты – всего лишь мнение. Некоторые учителя начальных классов считают, что так и про любой предмет можно сказать: один отстаёт, а другой идёт впереди программы. Родители же должны просто помочь своим детям освоить этот предмет, как и любой другой:

  • Купите шахматную доску своему ребёнку, чтобы он играл дома и в школе
  • Порешайте с ним элементарные задачки на любом ресурсе, например, lichess
  • Возьмите хотя бы несколько уроков для детей в спортивной или онлайн-школе
  • Помогите учителю по шахматам: организуйте турнир в классе, купите одинаковые учебники или распечатайте раздаточные материалы
  • Поиграйте со своим ребёнком или найдите того, с кем он мог бы тренироваться
  • И не заставляйте своего малыша играть в шахматы, если ему это не нравится! Особенно, девочек. Статистика железная: девочки намного меньше заинтересовываются шахматами, чем мальчики.