Найти в Дзене
История войн и оружия

Английские истребители "Харрикейн" в финских ВВС сбили всего 4,5 советских самолета

В связи с началом советско-финской войны финны пожелали купить для усиления своих ВВС современные самолеты. Американцы быстро продали свои истребители "Брюстер", итальянцы подкинули свои "Фиаты", а англичане продали свои машины.

В начале декабря финны купили в Англии партию истребителей-бипланов "Гладиатор", довольно старых. 9 февраля финны выразили заинтересованность в приобретении 30 или 60 истребителей «Харрикейн» I. Они развивали максимальную скорость 520 км/ч, что было на 100 км/ч больше, чем у финского D.XXI, имели восемь пулеметов винтовочного калибра, за 3,04 минуты самолет забирался на 3 км. Но на тот момент "Харрикейны" были нужны англичанам.

Но все же сошлись на 12 машинах. Потом англичане будут спихивать оказавшиеся им ненужными истребители СССР.

29 января 12 финских пилотов отправились в Англию принимать самолеты, хотя соглашение было достигнуто только 1 февраля.

5 февраля финны прибыли в Сейнт Атан, Уэльс, где они должны были быть подготовлены к полетам на английских самолетах, но истребители они получили только с 21 по 27 февраля двумя партиями, поскольку договор поставки № 1555/40, который имел обратную силу был заключен 17 февраля.

Самолеты имели следующие серийные номера NN232 - 234, 2327, 2358, 2392 - 2395. Финны присвоили им свои номера HU451 – HU462.

Британские инструкторы с финнами
Британские инструкторы с финнами

Уже 25 февраля шесть наскоро переученных финских пилотов с лидирующим бомбардировщиком "Бленхейм" вылетели в Норвегию (Сейнт Атана - Эдинбург – Уик – Ставангер – Осло – Вястерёс), 29 февраля группа добралась до места назначения в Вястерёс. Вторая группа вылетела 28 февраля, один самолет (HU461) из-за невышедшей стойки шасси при посадке получил повреждения и был оставлен в Шотландии. В Норвегии самолет (HU462) отстал от группы и совершил неудачную посадку, машина была серьезно повреждена, а пилот получил травмы. Остальные четыре самолета прибыли в Вястерёс 6 марта.

"Норвежский" самолет по сути разбитый при посадке
"Норвежский" самолет по сути разбитый при посадке

7 марта 6 "Харрикейнов" прибыла на Финляндию, на следующий день прилетели еще три, а 10 марта последний.

Окраска оставалась британская: сверху темно-зелёная с коричневыми пятнами, а внизу нос, задняя часть фюзеляжа и рулы высоты были бронзово-алюминиевыми, правое крыло черное, а левое белое. Граница цветов шла по средней линии фюзеляжа.

"Харрикейн" НU455
"Харрикейн" НU455

По конструкции самолеты был свободнонесущим металлическим низкопланом. Фюзеляж был из стальных труб, который спереди был обшит алюминием, а в задней части полотном. Крыло имело два дюралевых главных лонжерона и обшивку из полотна, поздние самолеты получили металлическую обшивку. У самолета была закрывающаяся кабина, убирающееся шасси и гидравлические посадочные щитки.

У машины был 1030-сильный 12-й цилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Ролс-Ройс "Мерлин" III. У земли он разгонялся до 418 км/ч и 527 км/ч на высоте 6 100 м. На 6-км высоту он забирался за 8 минут 30 секунд. Потолок составлял 10,4 км, дальность полета 815 км. Посадочную скорость 200 км/ч.

Вооружался 8 7,7-мм пулеметами "Браунинг" по четыре в каждой консоли крыла, боезапас по 334 патрона. Прицел коллиматорный «Барр и Страуд» 7А. Радиостанция английская АМ TR9D.

"Харрикейны" включили в эскадрилью LLv 22 (по-нашему в полк), помимо английских самолетов начали поступать американские истребители "Брюстер" Б-239. Повоевать эскадрилья не смогла, вроде как "Брюстеры" успели сделать несколько вылетов на патрулирование в начале марта.

LLv 22 передали в 3-й авиаполк ВВС Финляндии и переименовали в LLv 32. Американцев у нее забрали и выдали старые D.XXI. "Харрикейны" до конца мая оставались в эскадрилье, а затем как "Отряд Рятю" передали в LLv 28. Серийные номера поменяли с HU на HC. Самого Рятю перевели командиром испытателей Госавиазавода в Тампере.

Англичане сразу после окончания советско-финской войны как союзнику Гитлера финнам не поставляли запчасти (еще зажали "шотландский" истребитель уже отремонтированный), что привело большую часть истребителей в небоеспособное состояние. Не обошлось без катастроф, HC457 разбился при посадке пилот погиб. К началу июля в отряде Рятю из 9 машин в воздух могли подняться только две.

"Харрикейны" передали из LLv 28 в LLv 30 3-го авиаполка. В эскадрилье были шесть французских легких истребителей CR.714 с посредственными летными характеристиками. В итоге в подразделении были учебные истребители-бипланы "Гонтлет", а англичане стали единственными боевыми самолетами.

На одном из самолетов в экспериментальном порядке поставили лыжи, потом истребитель вернули обратно. Вероятнее всего лыжи, как и в СССР ставить было нецелесообразно, тем более в сложенном состоянии они также крали скорость.

18 июня 1941 г. после начала мобилизации на самолеты в задней части фюзеляжа нанесли полуметровые желтые полосы, нижние поверхности крыльев покрасили на одну шестую размаха. Позже 1 сентября 1942 г. на носу нарисовали 50 или 75 см полосы. В то время английские самолеты находились в Пори, в первом звене LLv 30, командиром которого был с апреля 1940 г. капитан Калая.

23 июня 5 или 7 "Харрикейнов" перелетели на аэродром Холлола, 25 июня безуспешно слетали на перехват советских бомбардировщиков. Но без потерь не обошлось после взлета упала в лес и разбилась с пилотом Теури одна машина НС453. Еще один самолет НС455 потерпел аварию при посадке, пилот Таскинен получил различные травмы. Самолет оправили на ремонт на завод, где его восстанавливали почти год. Хотя другую машину НС456 отремонтировали за неделю.

"Харрикейн" НС453 похоронил под своими обломками первого погибшего пилота финских ВВС в войне 1941 - 1944 гг.
"Харрикейн" НС453 похоронил под своими обломками первого погибшего пилота финских ВВС в войне 1941 - 1944 гг.

Во время капитального ремонта самолеты перекрасили в финский военный камуфляж 30 сентября 1940 г. Верхние поверхности стали оливково-зелеными с черными полосами, а нижние - светло-голубыми. В такой окраске они летали до списания.

1 июля "Отряд Калая" перебросили в Утти и включили в состав LLv 32. 2 июля зенитным огнем, не исключено, что своих войск был подбит НС459. Сержант Суоминен сумел посадить самолет, но он полностью сгорел.

3 июля пара "Харрикейнов" встретила в районе Энсо три "Чайки" 7-го истребительного авиаполка. Прапорщик Руотсила и сержант Айкала сбили по "Чайке" и ушли без потерь.

По советским данным финнов было пять и они были на "Мессершмиттах", признана потеря одной "Чайки", пилот Одинцов смог выпрыгнуть с парашютом. Потом нашелся свой "Кривицкий" и приписал ему таран вражеского истребителя на горящем самолете.

4 июля капитан Калая под Коткой заявил, что сбил СБ из 205-го скоростного бомбардировочного авиаполка. 15 июля Руотсиле и Айкале записали на свои счета еще по одной "Чайке" в районе Вахвиала.

15 июля "Харрикейны" полетали и встали на прикол из-за нехватки запчастей. В дальнейшем они летали редко. 12 августа зенитки сбили сержанта Суоминена, он все же смог посадить самолет НС454 в Лаппеенранте. Еще один самолет НС460 был сдан на склад, за ним 2 сентября отправился НС456. Из-за невозможности ремонта.

Финские пилоты отряда Калая в августе 1941 г. на фоне "Харрикейна" НС456. Сам Калай с тростью и биноклем. По правую руку капитана прапорщик Руотсало.
Финские пилоты отряда Калая в августе 1941 г. на фоне "Харрикейна" НС456. Сам Калай с тростью и биноклем. По правую руку капитана прапорщик Руотсало.

Отряд Калая 19 августа перебросили в Тииксярви, где он как 1-е звено вошел в состав LLv 10. Звено состояло из трех самолетов НС451, 452 и 45. Эскадрилья должна была поддерживать наступление 14-й пехотной дивизии и имел на вооружении старые разведчики «Фоккер» C.V и «Райпон» и тому подобное. Благо воздушного противника у эскадрильи не было. "Харрикейны" стали летать на разведку и то нечасто. 16 сентября капитан Калая на НС458 был сбит зенитчиками и упал в районе Кочкомы.

23 сентября "Харрикейны" возвращают в LLv 32, на их место прибыли еще 18 сентября шесть "Фоккеров" D.XXI.

Из-за отсутствия запчастей самолеты изредка поднимались в воздух. 8 января прапорщик Руотсила с 6 "Хоками" сбил три советских И-15бис. Прапорщик поделил победу с пилотом одного "Хока" и таким образом всего сбив 2,5 самолета стал самым результативным асом воевавшим на "Харрикейне" в финских ВВС. Потом он пересел на "Хок" и сбил еще два советских самолета. "Харрикейны" встели на прикол. Последний полет совершил 2 февраля НС451 и был передан в школу авиамехаников.

НС-452 на аэродроме в июне 1943 г.
НС-452 на аэродроме в июне 1943 г.

23 июня 1942 г. НС-452 и НС-454 передали во второе звено LeLv 26, которые летали на итальянских истребителях "Фиат" G.50. Туда же отправили 4 июля НС-455, но у него вскоре в ходе вылета сорвало обшивку с левого крыла и он упал вместе с пилотом Айкала. У НС-452 при посадке сложилась правая стойка шасси, пилот остался жив, а истребитель отправился в ремонт. В октябре и ноябре во 2-е звено поступили еще два самолета НС-456 и НС-460.

В марте 1943 г. "Харрикейны" перебросили на аэродром Килпасильта на востоке Карельского перешейка, но большую часть времени 4 самолета стояли на земле (НС-452, 454, 456 и 460). В мае 452 и 456 сдали на склад, 460 и 452 еще постояли в строю до июля. Но и они друг за другом тоже отправились на склад 20 и 26 июля.

Самым долгоиграющим стал "Харрикейн НС-452 он налетал всего 208 часов, одержал 2,5 победы. В сентябре 1944 г. почти все самолеты списали. Один доживал свой век в школе авиамехаников и был списан в октябре того же года. Еще один самолет 454 провалялся на складе до 1950 г.

"Харрикейн" IIА НС-465
"Харрикейн" IIА НС-465

В руки финнов попали и три советских "Харрикейна" II. В 1944 г. финны собрали себе из трех машин "Харрикейн" НС-465 и отправили в истребительную эскадрилью HLeLv 34. Со временем на него смонтировали крылья от второго трофейного самолета, который был вооружен 12 7,7-мм пулеметами "Браунинг". Прицел был рефлекторный «Барр и Строунд» 7А. Трофей полетал всего 18 часов и встал на прикол. В октябре 1944 г. он был списан.

На этом история финских "Харрикейнов" завершилась.

Спасибо за прочтение.

Источник. Историк финской войны О. Киселев Краткая история финских "Харрикейнов"