В 1977 году в числе номинантов на кинопремию «Оскар» за «Лучшую режиссеру» впервые в истории оказалась женщина. Итальянский режиссер Лина Вермюллер.
Свою карьеру в кино она начала за 15 лет до этого ассистентом у Федерико Феллини, к которому перешла работать из театра, решив, что хочет снимать кино. Феллини оценил идею её первого фильма и помог с его финансированием.
Сейчас ей уже за 90 года. Последний снятый ею фильм вышел в 1999 году, а всего их было около 30-ти. В 2002 году английский режиссер Гай Ричи снял по одному из них римейк "Унесённые" с Мадонной в главной роли. Фильм оказался намного хуже оригинала, та же история, но без фирменной вертмюллеровской иронии, получилась плоской и пафосной.
Вопреки аристократическому происхождению (Вертмюллер - часть длинной фамилии, принадлежащей старинному роду с итальянскими и швейцарскими корнями), в своем творчестве она всегда тяготела к традициям народного искусства. Её фильмы проникнуты духом средиземноморских карнавалов, в них гротеск соседствует с мелодрамой, социальной сатира с политической, ирония с задорным эпатажем и едким сарказмом. А их названия являются самыми длинными в истории кино - как прологи к главам «Декамерона» они содержат анекдотичную фабулу.
Особенно Вертмюллер любила воспроизводить экспрессивные сцены жизни итальянцев, снимать рядом с кинозвездами (Софи Лорен, Харви Кейтель и др.) колоритных непрофессионалов, экспериментировать с титрами и музыкой. И с помощью сюжетных хитросплетений доводить до абсурда жизненные явления, проверяя юмором степень их соответствия здравому смыслу.
Паскуалино «Семь красоток»/Pasqualino Settebellezze (1975) реж. Лина Вертмюллер (1975)
У Ветмюллер был дар – не терять иронии даже если речь шла об очень серьезных вещах, будь это гендерная или социальная несправедливость, мафия, коррупция, насилие, СПИД. В «Паскуалино “Семь красоток”», оставаясь в рамках комедии и вопреки кажущейся легкости жанра, она сумела довольно жестко и бескомпромиссно рассказать о том, как тоталитарным режимам удавалось превращать безобидных бюргеров и мирных фермеров в убийц.
«Паскуалино “Семь красоток”» - черная комедия о незадачливом обывателе, втянутом в мрачный водоворот истории. Герой фильма Паскуалино, угодив в капкан навязанных обществом архаичных стереотипов поведения, проходит через серию комично-абсурдных ситуаций, которые превращают его в преступника, а заем в пациента сумасшедшего дома, в солдата, в дезертира, и наконец в узника концлагеря.
Лишенный интеллектуальной и нравственной рефлексии, он следует природному инстинкту самосохранения. И умудряется выжить всегда и везде любой ценой, включая адскую интрижку с женоподобным чудовищем в нацистской форме.
Ветмюллер иронизирует над особенностями национального характера и патриархальными нравами соотечественников, хлёстко пародирует отношения режима Муссолини с нацистской Германией, и выходит на одну из главных тем и 20-го и нынешнего веков - взаимоотношения народа и власти. Отчасти «Паскуалино “Семь красоток”» можно считать комичной, но не уступающей по силе и выразительности реминисценцией знаменитого мрачного нуара Бернардо Бертолуччи «Конформист» 1970 года.
Для героя фильм Бертолуччи, интеллектуала и аристократа, служение власти – отражение его болезненных неврозов. После падения фашистского режима он оказывается сломленным и потерянным. Обыватель Вертмюллер возвращается домой ещё более убежденным, что жизнь – это борьба за выживание, в которой побеждает сильнейший. В финале, как и герой Бертолуччи, он также пристально смотрит в камеру прямо на зрителя. И в этом взгляде – животная готовность стать победителем в этой жестокой борьбе любой ценой.
Бертолуччи исследует темную природу конформизма. Вертмюллер – социальный механизм, превращающий обывателя в винтик в системе зла.
Паскуалино собирательный образ обывателей всех времен - легкий объект манипуляций для общества и власти, бездумная социальная марионетка, чьими руками тоталитарные режимы всех мастей вершат грязную историческую работу.
Фильм Бертолуччи, снятый по роману А. Моравиа, номинировался на "Оскар" за лучший адаптивный сценарий. Фильм Вертмюллер сразу на несколько «Оскаров» - лучший сценарий, лучший иностранный фильм, лучший актер и лучшая режиссура.
Перед началом той оскаровской церемонии она поменялась местами с сидящей рядом женой итальянского кинокритика, которую и показывали миру телекамеры во время торжественного оглашения претендентов. Получилось очень смешно и провокативно - в духе Вертмюллер и её «Паскуалино “Семь красоток”».
В 2020 Лина Вертмюллер была награждена почетным «Оскаром» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino