Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О втором знаменитом рейдере Кригсмарине. Окончание.

Продолжая тему о "невоенных" кораблях, потопивших судов противника больше, чем любой чисто военный надводный корабль из состава Кригсмарине, обратимся к истории "Кандельфельса", родного брата "Найденфельса, ставшего "Адмиралом Ушаковым", и "Гольденфельса", превратившегося в знаменитый рейдер "Атлантис". Впрочем, "Кандельфельс", получивший военное наименование "Schiff 33", кое в чём "Атлантис" превзошёл.

Вот он ещё будучи гражданским судном компании "Ганза Лайн":

Переоборудование было аналогичным "Атлантису". "Schiff 33" получил шесть 150мм орудий, снятых с устаревшего линкора "Шлезиен":

-2

А также одной трофейной французской 75-мм пушкой, двумя спаренными 37-мм зенитными орудиями и четырьмя 20-мм автоматическими пушками. Два спаренных торпедных аппарата с запасом в 16 торпед и 300 морских мин. А также он нёс 25 торпед и 80 мин для подводных лодок.

Командиром был назанчен фрегаттенкапитэн (капитан 2 ранга) Эрнст-Феликс Крюдер:

-3

За его плечами было участие в Ютландском бою, служба на известном нам не с лучшей стороны "Гебене" , кругосветное плавние на крейсере "Карлсруэ", командование тральщиком, а потом соединением тральщиков, он был опытнейшим специалистом по минному делу. Характер нордический, ему были присущи "непоколебимое спокойствие и ясность мысли, которые он неизменно демонстрировал, невзирая на сложность ситуаций, в которые попадал на своем жизненном пути". А также большую склонность к неожиданным импровизациям, качество, незаменимое для командира рейдера, которому кроме как на себя, надеяться не на кого.

Команда составила 401 человек, учитывая будущие экипажи призовых судов. Командир по установившемуся обычаю сам выбрал название корабля, несколько удивившее команду: "Пингвин". Правда, это произошло гораздо позже, уже при пересечении экватора. Просто он знал, где предстоит побывать кораблю в целях нападения на норвежские антарктические китобойные флотилии, но в целях сохранения секретности не собирался делиться этими сведениями с подчинёнными. "Пингвин" был первым немецким рейдером, погибшим в ту войну, но ему досталась такая судьба, с которой не может сравниться ни один другой. Осталось мало фотографий, сделанных на его борту. Это Крюдер со своими офицерами:

-4

Видите собачью голову между ног одного из сидящих? Это жесткошёрстная такса "Ступпи". Игра с командиром входила в ежедневный распорядок дня:

-5

1 февраля 1940 года Крюдеру присвоили звание капитана 1 ранга, а 15 июня корабль навсегда покинул Германию. Его путь лежал далеко на север, чтобы выйти в Атлантику через Датский пролив. "Пингвин" первый раз поменял обличье и превратился в советское судно "Печора". Тем не менее был атакован заподозрившей неладное британской подводной лодкой, но сумел оторваться от преследования.

Забравшись к самой границе полярных льдов, Крюдер дождался плохой погоды и под покровом тумана проскочил опасное место. А вот тут интересный момент - как осторожно надо подходить к сведениям из интернета. Пишут, что уже после 1 июля лже-"Печора" была замечена британским вспомогательным крейсером "Каринтия", но тот не обратил внимание на "советское" судно. Меж тем известно, что "Каринтия" была торпедирована подлодкой U-46 ещё 1 июня 1940 года, до выхода немецкого рейдера в море. Вот потому уходят часы и часы на написание таких статей - каждый факт надо проверять со всех сторон и всё же бывет, что попадёшь впросак :)

8 июля на широте Азорских островов "Пингвин" уже был греческим сухогрузом "Кассос":

-6

Снимок сделан с немецкой подводной лодки U-A, получившей с него топливо, продовольствие, предметы снабжения и торпеды. Момент перегрузки торпед:

-7

Такое странное обозначение эта лодка получила потому, что строилась для турецкого флота, но в связи сначалом войны была реквизирована.

Деятельность "Пингвина" отличается от "Атлантиса" тем, что Крюдер использовал часть захваченных судов для создания мини-эскадры, так, танкер "Сторстад" был превращён в минный заградитель "Пассат"и установил несколько минных полей в районе Австралии, а так же иногда служил как бы глазами рейдера, двигаясь на несколько десятков миль впереди него. Такую же роль разведчика исполнял норвежский китобоец Pol IX, получивший говорящее название "Адъютант". Командиром его Крюдер назначил своего адъютанта, совсем еще юного лейтенанта Ганса-Карла Хеммера.

"Пингвин"активно использовал свои два гидросамолёта, была даже проведена бомбардировка судна противника, а потом его пулемётный обстрел, причём гидросамолёт был подбит ответным огнём , но впоследствии лётчиков подобрал катер, спущенный с рейдера. Уникальным успехом был захват норвежской флотилии китобойных судов с двумя плавбазами и танкером с 10 000 тонн топлива. Все они были отправлены во Францию, при этом на плавбазах находилось порядка 25 000 тонн китового жира, что равнялось производству маргарина за несколько месяцев.

А также 8 китобойцев сумели дойти туда же, причём на каждом находилось всего по 4 немца, но норвежцы подчинялись им беспрекословно. Позже эти китобойцы были переделаны в охотников за подводными лодками. Опять же, объём статьи не позволяет описать все перипетии похода "Пингвина". Всего он пробыл в море без малого год, прошёл расстояние равное длине двух экваторов, потопил и захватил 28 судов. Плюс на минах, выставленных им и "Пассатом" погибли ещё четыре судна союзников.

Всё кончилось 8 мая 1941 года, когда рейдер был настигнут крейсером "Корнуолл". "Пингвин" на тот момент был "норвежским" сухогрузом "Тамерлан" соответствующей раскраски и очертаний. И самолёт с "Корнуолла" подтвердил его соответствие данным справочника торговых кораблей Талбота-Бута.

Крюдер начал радиоигру, посылая СОС и сообщение, что атакован неизвестным рейдером, замаскированным под торговое судно и якобы в панике пытался убежать от крейсера. Англичане не хотели ошибиться, авиаразведка начала осматривать близлежащий район, но упомянутого рейдера не обнаружила. К тому же крейсер получил сообщение, что никакого "Тамерлана" в этих местах быть не может. Всё стало ясно.

В отличие от командира "Атлантиса" Рогге, Крюдер решил вступить в бой. Первоначально рейдеру повезло, на британце возникли проблемы с электрооборудованием в самый критический момент. Меж тем 150-мм немецкий снаряд пробил борт чуть выше ватерлинии "Корнуолла" и разорвался в кладовой. Осколки повредили кабели рулевых механизмов, вывели из строя телеграф, связывавший мостик с машинным отделением и ранили трех человек. Крейсер на некоторое время лишился возможности маневрировать, в кубрике морских пехотинцев начался пожар. Второе попадание вызвало небольшой пожар, но все эти неприятности были быстро устранены.

Крейсер отошёл на дистанцию 13 миль , куда не доставали снаряды "Пингвина" и начал безнаказанный расстрел, пользуясь указаниями своего самолёта-корректировщика. Крюдер понял, что всё кончено и отдал команду покинуть судно, предварительно открыв кингстоны. Однако тут залп крейсера накрыл рейдер. Один 203мм снаряд разорвался на баке, сразу уничтожив 2 орудия и их комендоров, второй попал в мостик, убив командира и всех находившихся рядом, третий угодил в машинное отделение, а четвёртый в трюм. где находились 130 морских мин.

Судно взлетело на воздух всего через пару десятков минут после начала боя. Из 401 человек команды рейдера в живых осталось только 60, из них всего три офицера — доктор Вернер Хассельман, метеоролог капитан-лейтенант Ганс-Ульрих Ролль и призовой офицер лейтенант-цур-зее резерва Оскар Бёттхер. Считается, что на рейдере находились от 225 до 238 человек пленных, выжили только 24.

За победу такого рода "Корнуолл" никаких наград не получил, хотя нейтрализация столь зловредного противника позволяла на них надеяться. Его потери составили четверо легко раненых осколками немецких снарядов, а в результате выхода из строя вентиляции машинного и котельного отделения несколько человек получили тепловые удары, из-за чего умер лейтенант Джордж Уинслейд. Это был единственный погибший.

К слову, менее чем через год, в апреле 1942 года, "Корнуолл" и тот самый "Дорсетшир", который поставил точку на деятельности "Атлантиса", были потоплены японцами неподалеку от цейлонского порта Тринкомали. Правда, почти все члены экипажей обоих крейсеров были спасены.

Капитан цур зее Эрнст-Феликс Крюдер 15 ноября 1941 г. был посмертно награжден фюрером Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту за номером 40, став первым командиром переделанного из гражданского судна рейдера, получившим эту награду.

Статьи, начинающие этот цикл:

Как переплетались истории кораблей, судов, людей и корабельных животных

О сухогрузе Черноморского пароходства и двух его братьях, знаменитых рейдерах Кригсмарине

.................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь