Написал в предыдущей статье, что скоро напишу о Новосибирском "Спартаке", но решил не откладывать в долгий ящик. Итак уже наоткладывался - две недели почти прошло. В общем, "Спартак" в Новосибирском академтеатре, что прошел 2 декабря.
Безжалостен амбициозный Красс - одержимый жаждой власти полководец ведет за собой легионы Рима, сметающие все на своем пути, оставляя за спиной гектары выжженной земли и тысячи убитых. Исходов не много: кто не раздавлен - тот пленен, и будет либо воевать за Рим, либо биться с ему подобными на потеху публике, либо станет рабом у богатых господ. Но неужели такая участь прельщает плененного Спартака? Ведь он родился свободным...
Спартак Ивана Васильева - это "деятельный" Спартак, которому шибко раздумывать не нужно: во время монолога его порывы к свободе видны гораздо отчетливей, чем его раздумья и сомнения о собственной судьбе. Не удержусь от сравнения со Спартаком Сергея Полунина. Последнему в монологе присуща большая плавность, кантиленность движений. Иван - весь страсть и напор (хотя быть плавным вроде тоже пытается). Все это в нем живет и ждет своего часа до кульминационной точки монолога, но яро вырывается наружу, когда того требует музыка.
То есть, как я понимаю, суть первого монолога - перейти от демонстрации слабости и сомнений обреченного, на первый взгляд, невольника, к демонстрации силы и несломленного ничем духа воина, который не смиряется со своей участью. У Ивана, как мне показалось, и слабости-то с сомнениями нет совсем - он уже заранее готов к борьбе. Но это мне так привиделось.
Извиняюсь, что не все и не всегда видно, но как уж вышло
Блестящая Эгина - Анна Одинцова, во время номеров которой иногда ловил себя на мысли, что танцует Светлана Захарова. Не знаю, как бы отнеслась к такому "комплименту" сама Анна (не очень-то люди выдающиеся и просто известные любят, когда их с кем-то сравнивают), но отозваться об ее исполнении могу только положительно. Она - настоящий мозговой центр, отвечающий за тактику и стратегию. Она явно в состоянии раззадорить и спровоцировать мужскую гордость и амбиции в потухшем после позорного изгнания Спартаком Крассе.
Не скажу, что от Анны прямо-таки летит искра. Если сравнивать ее с той же Захаровой, сексуальность которой рвется наружу, то ее Эгина - это такая Эгина в себе, более сдержанная. Это смещает акцент с ее внешней притягательности: этакая умудренная опытом Эгина, главное оружие которой - ее ум, мозг. Именно это просматривается в первую очередь, когда смотришь на Эгину Одинцовой. А ведь иногда ей нужно думать за двоих, параллельно подпинывая Красса.
В сцене восстания в казарме Иван показал, как надо своим полетом зажигать дух и вести за собой. За таким Спартаком однозначно бы пошли обреченные, на первый взгляд, невольники.
Жаль, что не записал танец пастухов в начале 2 акта, а там блистали три новосибирских виртуоза: выпускник АРБ и лауреат нескольких конкурсов Никита Ксенофонтов, да двое японцев - Коя Окава (также победитель многих конкурсов, в т.ч. "Арабеск" в Перми, 2012 г.) и Кохей Фукуда. Ксенофонтову, как мне кажется, пора бы уже давать первые роли в театре, негоже такой талант держать в узде. Зигфрид, конечно, вряд ли из него получится, но ведь есть и другие главные партии, более подходящие его сложению и темпераменту.
Ксения Захарова, знакомая широкой аудитории по телепроекту "Большой балет" в 2018 году, пока ищет и нащупывает свою Фригию.
Флажок с проносом и отставленной ногой от Ивана Васильева (0:47)
Тем не менее, я не совсем понимаю тех, кто прямым текстом в инстаграме театра пишет что-то типа "зачем вы ее ставите в состав"? И это, несомненно, пишут "насмотренные" (да не шибко, сдается, "навоспитанные") балетоманы. Т.е., вроде бы балет - высокое искусство, и все такое, и как соотносится приобщенность к нему с ничем не оправданными желчью и хамством? Такие высказывания могут создавать у непосвященных зрителей заранее предвзятое отношение к тому или иному артисту. Более того, есть ощущение, что и сам артист может это прочитать, что не лучшим образом скажется на выступлении. Да и чего можно добиться такими пассажами?
И кроме того, - а кого ставить? Лучшая Фригия Новосибирска - Анна Жарова, но она не танцует уже с марта, и есть подозрение, что в силу возраста на постоянной основе уже танцевать не будет.
Да и вообще: для меня лично партия Фригии не является ключевой в этом балете. Нет, я, конечно, знаю, что по словам Григоровича "Спартак" - это балет для четырех солистов с оркестром с кордебалетом, но на мой взгляд (и не только мой), линия противостояния Спартака с Крассом в балете явно превалирует.
Да и партия Эгины, как мне кажется, представляет гораздо больший интерес. Пока Фригия страдает и молится, Эгина думает и действует.
Хотя, на истину в последней инстанции не претендую. Для кого-то, несомненно, партия Фригии не менее важна, чем остальные три партии.
Кстати, недавно тут обнаружил в инете отзыв, где Ивана обвиняют в том, что он - языческий Спартак (т.е. естественно-животный, если хотите, "сермяжный"), в то время как по задумке Спартак должен олицетворять христианство... Особенно якобы это не вяжется с концовкой, где Васильев, поднятый на копья, нарочито долго держит раскинутые в кресте руки (чего не делал совсем, если судить по записям, Владимир Васильев), тем самым подчеркивая, что его герой - герой христианский. Что тут сказать? По-моему, одно другому не мешает. Да и вообще, как это - танцевать по-христиански? По-моему, главное танцевать так, чтоб цепляло. Ох уж эти насмотренные балетоманы...
Что можно сказать еще? Иван Васильев как всегда хорош в его коронной партии. Мощь, энергия, страсть, парящие силовые прыжки и головокружительные пируэты - это все про него. Да и обычных человеческих чувств не лишен: где надо было страдать - страдал, к Фригии был чуток и нежен. Жаль, не удалось заснять знаменитые спартаковские пируэты алясгон с прогибом в спине и захлестом в его исполнении (наверное, можно их назвать пируэтами ранверсе), ибо исполнение это было, что надо. Как там говорят про балерин, крутящих фуэте - "на почтовой марке" или "золотой монетке"? Вот так крутит пируэты Иван Васильев, да в бешенном темпе.
Хороши и Анна Одинцова и Михаил Лифенцев - два зрелых артиста, любое участие которых в спектаклях НОВАТа является знаком качества. Михаил поначалу показался мне то ли плохо выспавшимся, то ли совсем не тщеславным и как-то особо к власти не стремящимся (мол, есть власть в руках, да есть, ну а нет - так нет), но по ходу спектакля, раззадоренный Эгиной, все же показал амбиции и сосредоточенную в его лице мощь Римской империи. Прыжки у него, конечно, не как у Мариса Эдуардовича - прогиба в спине такого нет, но, с другой стороны, а чего особо прыгать, когда у тебя есть Эгина и армия (да и повстанцы еще самоустраняются)? Кстати, сам Иван Васильев отмечает, что с Михаилом танцевать в одном спектакле очень интересно - актер он, что надо.
Естественно, выход Ивана Васильева на поклоны взорвал НОВАТ аплодисментами. Вызов за занавес был. При этом хлопали не два калеки, как часто бывает, за которыми кое-как, через сомнения, подхватывают другие, а хлопали довольно дружно и в множественном числе. Наверное, это говорит о том, что спектакль удался и должные эмоции вызвал. Это, кстати, был первый выход Ивана Васильева в качестве Спартака за долгое время. Видимо, поэтому оторвался он по-полной, что не замедлило отразиться и на восприятии зрителей.
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.