Найти тему
Про100 За Правду

Народные или не народные художественные промыслы России?

Уже много говорилось о том, что народные художественные промыслы – это культурный код народов России, также как и язык. И что эта история совсем не о прибылях и о быстрых возвратах инвестиций. Прежде всего, она о сохранении идентичности народа, и значит – государственности России. Скорее здесь можно говорить об опосредованной прибыли в виде культурного феномена, имеющего коммуникационную функцию, создающего положительный образ и престиж нашему государству на мировом уровне, и да, не сразу, но возвращающейся прибыли от туризма.

Но вот сейчас, когда государство прилагает большие усилия, чтобы возродить народные промыслы, направляя большие средства в отрасль, и попутно оживить туризм, тем обидней видеть, как под предлогом усовершенствования и наведения порядка непродуманными решениями вновь ставится под угрозу существование народных художественных промыслов и значит развитие на этих территориях туризма. Дело касается тех поправок к Федеральному закону №7 1999 года о НХП, которые предлагаются Минпромторгом. Разработчики явно перепутали Народное достояние и Культуру с промышленной отраслью. В поправках мы видим промышленный подход в решении вопросов художественных промыслов, попытки замены основных принципов существования российских промыслов, подмены живого народного творчества и творчества мастеров промышленным производством и унифицированным дизайном. А еще, при их подготовке забыли посоветоваться с экспертами и художниками, работающими на этих промыслах. Поправки прорабатывались кулуарно и в авральном режиме. Тоже можно сказать и об обсуждении законопроекта, и о внесении изменений. Попытка перелицевать российские народные промыслы исключительно по промышленным лекалам, отвергающим живое народное творчество и творчество профессионалов народного искусства, попытка загнать их творчество в мертвые реестры и, между делом, обесценить дизайнерскими подходами, использующими западные тренды, обречена на провал! В итоге государство получит не тот долгосрочный экономический подъем, на который правомерно рассчитывает, а невосполнимые потери, прежде всего промысловой уникальности, художественной и культурной ценности, а следом и интереса туризма к теме народных художественных промыслов России, и соответственно, спада экономики.

Однобокие представления о том, какие должны быть промыслы России, основанные на незнании реалий НХП, их многовековой истории, специфики художественного творчества, на поверхностных представлениях о народном искусстве и дизайне, и о том, как это все работает у нас и на Западе, напоминает помпезное строительство бизнес-центра, но без фундамента! Здание в обозримой перспективе обязательно рухнет! Что касается того, что дизайнеры, да еще далекие от промыслового искусства, вытащат своими наработками экономику НХП – это утопия, мало того, вступающая в противоречие с законом в части элементов НХП и контрафакта. Потому что их элементы никак не согласуются с реестром и по своей бедности вариаций не сопоставимы с вековыми традициями НХП.

На первой иллюстрации изделия НХП, соответствующие лучшим традициям народных промыслов – Гжель, Хохлома и Жостово.

-2

А на второй – изделия, изготовленные дизайнерами по мотивам изделий указанных народных промыслов.

-3

Очевидно, что изделия дизайнеров уступают изделиям НХП как по художественному уровню, так и по силе эмоционального воздействия на потребителя. Задаешься вопросом, сколь долго можно воспроизводить эти «однодневки», и столь неглубокие и бедные по изобразительности элементы, в надежде на то, что они заменят вековые традиции?

Зато идеологически – это крайне разрушительная затея, подобная выходке «Pussy Riot» в Храме Христа Спасителя. Но разработчики как будто этого не понимают, хотя сами же в пояснительной записке к поправкам с пафосом говорят о «перепрофилировании производственных комплексов и исторических производственных территорий под непрофильные (а иногда и совсем чуждые!) виды деятельности, что способствует утрате веками сложившихся производственных и культурных традиций российского народа». Все правильно! В Гжели подобных примеров вандализма не счесть – почти все исторические производства разрушены или перепрофилированы.

А самый показательный пример – это завод «Художник», с которого начался советский период возрождения Гжели, благодаря выдающемуся искусствоведу и музейщику Салтыкову Александру Борисовичу, поднявшему Гжель на мировой уровень. Завод перепрофилирован на розлив водки! И задаешься вопросом, почему бы некоторым производителям не построить свои производственные мощности в другом месте и заняться своим бизнесом, не оскорбляя историю и культуру, не влезая на исторические производства и на исторические территории. Этот же вопрос можно переадресовать и некоторым псевдо-дизайнерам и организаторам от промышленности. Не менее разрушительной является тенденция по делу и без дела использовать англицизмы на российских исторических промысловых территориях. Все эти «стейкхолдеры», «хайкинги», «глэмпинги», «кемпинги», «кластеры», «маркеты», «воркшопы», «коворкинги», «квесты», якобы новомодные словечки, размывают историческую идентичность России. Так разрушаются народные художественные промыслы! И так разрушаются культурные коды России.

В преамбуле новых поправок к закону о НХП написано: «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей». Трудно не согласиться, но не в таком контексте. И еще: «Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние Российской Федерации, особый раздел традиционных знаний, которые носят динамичный и развивающийся характер, ….» И так далее. Все так, да не так. Правильнее будет не динамичный, а поступательный и эволюционный! За этой формулировкой прослеживается желание протащить тот самый псевдодизайн, не учитывающий ни историю НХП, ни технологию, и перелицевать промыслы. Между тем, подлинный дизайн – это совокупность художественного творчества, технологии и знания!

Далее в поправках затрагиваются вопросы создания изобразительных и технологических регламентов и положения художников, ремесленников и мастеров в новой системе НХП. В статье 5 «Об основных направлениях государственной поддержки в области народных художественных промыслов» говорится о поддержке мастеров и творческих работников. Но что происходит по факту? Здесь далеко ходить не нужно: взять, например, нескольких заслуженных гжельских художников, отдавших Гжели полжизни, и создавших значительные коллекции гжельских произведений, находящихся, в том числе, и в музеях, и в производстве, и продолжающих свое творчество, со своим багажом достижений и наработок. А творчество – это жизненный крест, то есть крест до конца жизни. А жизнь всех разбросала по городам и весям – один в Москве, другой в Раменском, третий в Гжели, да хоть в Крыму! И делают они то, что любят и хотят, в любых материалах, жанрах, и не сообразуясь ни с какими регламентами. И как вы будете по вашим регламентам, территориальным, реестровым и другим, определять, кто является гжельским художником, а кто нет? Их коллекции созданы задолго до этих поправок. И право авторов решать, какие из своих произведений или элементов вносить в реестр, а какие нет. Но согласно этому закону, вы на основании несоответствия технологии или соответствия надуманным реестрам непонятно кому даете право подвергать их санкциям, остракизму, штрафам, запретами на выставки, на творчество, на заработки, на достойное существование. А между тем, испокон века такими людьми – профессиональными и народными художниками – были созданы все народные художественные промыслы России. Эти люди изначально, по определению, – мастера. Но если по каким-либо параметрам их деятельность не сходится с регламентами, или они не в системе – их должны преследовать. Реальные примеры уже есть, например в Палехе. Что-то это напоминает мир Оруэлла, где народным художественным промыслам нет места! Но, например, автор зарегистрировался, или даже работает на производстве, то и здесь по этим поправкам он оказывается бесправным и не творцом, потому что по этим правилам, во-первых, творить невозможно, а если все-таки что-то и получится, то по этому закону он должен зарегистрировать элемент или произведение в Реестре с отдачей права. Кому? Государству, непонятной организации, производству или еще кому? Разработчики поправок это не раскрывают. В Статье 21 «Об Общероссийском реестре» помимо всего прочего восьмым пунктом указаны «отметки о передаче прав на использование». И это тоже разрушение народных художественных промыслов!

Далее эти странные положения о соответствии всех изделий технологическому процессу. Если технологию фарфора и фаянса еще как-то можно описать, то как описать технологии и элементы, в которых работают керамисты, где все построено на импровизации, и где один творец – огонь! В какие реестры возможно загнать огромное количество керамистов. А между тем, по этим поправкам кто-то должен будет ходить по мастерским художников и сверять их технологические процессы с надуманными регламентами. До чего мы дойдем? Удивляет, что Министерство культуры не додумалось разложить технологии живописцев, стекольщиков, скульпторов, монументалистов и т. д., а их произведения включать по надуманным предлогам во всевозможные реестры, ограничивая их творчество и заработки, при этом организовывая их весьма сложное производство в громоздкие предприятия. Так до чего дойдет искусство и культура, потребителями которых, наверняка, являются и сами разработчики данных поправок? И настоящего искусства, в том числе и НХП! Но они сами же и разрушают народные художественные промыслы!

Далее, если коснуться авторских прав и контрафакта на международном уровне, ситуация вообще перестает быть томной. Почему разработчики, закладывая такую «мину замедленного действия» под российские НХП, не хотят увидеть простой факт, что они и выстроенная ими система неизбежно столкнутся с вопросом авторского права за рубежом. Итальянцы могут предъявить права на майолику, а Голландия и Китай – на фарфор и тем более на синий фарфор. И так далее по пунктам. В мире все взаимосвязано, и это правильно. А если все начнут разрабатывать свои реестры и отслеживать, кому принадлежат те или иные элементы и технологии? Мы со своим искусством никогда не выйдем за свои собственные границы. А они, соответственно, за свои. Так давайте подходить к таким сложным и животрепещущим вопросам, которые касаются существования многих людей в нашей стране, существования культуры, искусства, идентичности народа, экономики, в конечном итоге – государства, более продуманно и ответственно. В ином случае народные художественные промыслы будут разрушены!

Такой непродуманный закон о НХП, с промышленным подходом и перелицовыванием российских народных художественных промыслов по западным лекалам, безусловно, не нужен. Народные художественные промыслы нуждаются в законе, помогающем развитию промысловых территорий на основаниях, не разрушающих их историю, культуру, традиции, экологию, и исходящих из интересов людей, проживающих на этих территориях, а значит, исходя из интересов государства. Такой подход единственно плодотворный, который только и может дать долгосрочную перспективу развития бизнеса, туризма и экономики. В противном случае мы получим другую историю, в которой уже завтра придется забыть о народных художественных промыслах!

«Не выживет Россия без культуры, не выживет! Убери культуру и все посыплется», – сказал Петр Оссовский. Этим непреложным высказыванием Народного художника СССР Петра Оссовского хотелось бы поставить точку в этой теме. Но на сегодня вопрос открыт. Кто поставит эту точку – такую Россию мы и получим!

Сергей Карпухин, автор проектов «Возрождение Гжели», «”Гжельская волна”. Туристско-рекреационный кластер “Гжель”», «Документальный фильм “Глобальный фейк”»