Поздним, осенним вечером , на узкой лесной дороге водитель внедорожника не справился с управлением, и машина упала в овраг. Есть "пострадавшая". На помощь пришли многочисленные участники соревнований. Многие старались помочь, кто-то был очень активным, а кто-то не решался подойти к пострадавшей.
Эта очень реалистичная ситуация была мастерски смоделирована перед стартом внедорожного мероприятия. Не смотря на то, что офф-роадные соревнования считаются самыми медленными из всех видов автоспорта, трофи-рейды очень травмоопасны.
Мастер класс / разбор полетов длился больше часа. За это время мы узнали столько всего интересного и полезного, что оказавшись “спасателем” в такой стрессовой для всех ситуации, неподготовленный человек своими действиями может не только помочь, но и навредить. Конечно если речь идет о серьезных авариях, в которых пострадавшие обездвижены или находятся без сознания.
Подобные мастер-классы, постепенно (очень медленно) приходят в наш автоспорт. Суть их всем понятно - чтобы проезжающий мимо экипаж смог оказать экстренную медпомощь в безлюдных или труднодоступных местах спецучастка.
Так уж получается, что находясь в центре событий невольно становишься их свидетелем.
На одном из спецучастков "ЛАДОГА-трофи" эстонский пилот Аус Приит отравился угарным газом. Хорошо, что рядом оказались другие участники, которые совместными усилиями русских, финнов и англичан вытащили пилота из машины, перетащили из болота на сухой берег, сделали как могли искусственное дыхание и спасли парню жизнь. А на следующий день Аус выиграл спецучасток.
Отматывая ситуацию назад, я очень сомневаюсь, что в отсутствии других экипажей, мы смогли бы вдвоем со штурманом вытащить Ауса на берег.
В другой внедорожной дисциплине, в РАЛЛИ - РЕЙДАХ, с обеспечением безопасности экипажа дела обстоят значительно строже, но там и скорости выше, и последствия аварий тяжелее.
В 2013 году находясь на гонке в Италии я стал свидетелям аварии украинского экипажа.
(видео H.R. rallystudio Homy)
Штурман отделался компрессией позвоночника, а медицинская служба, которая оказалась на месте аварии через несколько минут не решилась эвакуировать пилота. Чуть позже прилетел вертолет, пострадавшего извлекли из машины и доставили в госпиталь. Пилот Владислав Кущинский остался жив, но прикован к инвалидной коляске.
На некоторых европейских гонках экипаж не допустят до соревнований, пока он не пройдет мастер-класс с экзаменом, по оказанию первой помощи. И экзамен этот не формальный а очень даже серьезный - пока не выполнишь все правильно, будешь пересдавать экзамен.
В Польше и Германии существует служба первой медпомощи на бездорожье. Физически крепкие парни и девушки , многие из которых военные врачи, работают на гонках спасателями на специально подготовленной внедорожной технике, в которой можно даже проводить операции. (видео с 1:50 сек)
Мне кажется такая подготовка была бы полезна не только водителям, автогонщикам, но и всем, кто занимается активными видами спорта.
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ !!!