Операция «Немыслимое», датированная 22 мая 1945 года и засекреченная до 1998 года, представляла собой сценарий войны с Россией, составленный британскими штабными офицерами из отдела планирования Объединенного штаба.
Аварийный план
Неизвестно, когда Черчилль поручил своим специалистам составить его, но это должно было произойти не позднее апреля 1945 года. Судя по всему, Черчилль допускал возможность войны или какого-то конфликта с СССР еще до окончательного разгрома нацистской Германии союзно-советской коалицией.
Следует отметить, что операция «Немыслимое» предшествовала испытаниям первой атомной бомбы в июле 1945 года и поэтому представляла собой технико-экономическое обоснование и план действий в чрезвычайных обстоятельствах - возможно, последний в своем роде - для обычной мировой войны, в отличие от ядерной войны.
Операция «Немыслимое» была подготовлена во время краха советско-британских отношений. В постъялтинский период Советы, англичане и американцы вели длительные переговоры о создании нового польского правительства. Союзническое вторжение и оккупация Германии были в самом разгаре, но после «инцидента в Берне» Москва начала подозревать, что западные союзники могут подписать перемирие с немецкими войсками в Италии и других странах, чтобы облегчить перегруппировку сил на советско-германском фронте.
"Я боюсь ужасных вещей"
Настроение Черчилля в то время хорошо отражено в словах, которые он адресовал своему министру иностранных дел Энтони Идену в начале мая 1945 года:
Я боюсь ужасных вещей, которые могут произойти по мере продвижения русских вглубь Германии, к Эльбе. Запланированный вывод американских войск с согласованных с русскими линий оккупации […] будет означать, что волна российского господства будет катиться на 200 км дальше, на фронте 480–650 км.
Это […] событие […] станет одним из самых мрачных в истории. […] Польша будет полностью окружена, похоронена между территориями, охваченными российской оккупацией. […] Россия будет контролировать страны Балтии, Германию до линии оккупации, Чехословакию, большую часть Австрии, всю Югославию, Венгрию, Румынию и Болгарию, вплоть до Греции на грани. Он включал бы все великие столицы Центральной Европы.
Это было бы беспрецедентным событием в истории континента. […] Все эти вопросы могут быть решены только до вывода американских войск из Европы. Если мы не сделаем этого до их вывода, […] у них не будет никаких перспектив на удовлетворительное решение и очень мало средств предотвращения Третьей мировой войны.
Знал ли Сталин об идее Черчилля?
Второй вопрос: знало ли советское командование о британских планах войны с СССР. Ответ на этот вопрос - да. Первая информация об операции «Немыслимое» пришла в Москву 18 мая 1945 года с необычной пометкой «крайне срочно», что означало, что сообщение было очень важным и требовало немедленной доставки адресату.
Информация поступила от агента X, действующего в Лондоне, личность которого остается засекреченной, который сообщил, что по приказу Черчилля сотрудники разрабатывали план внезапного нападения англичан и американцев на советские войска в Германии. Агент X объявил, что 15 мая Объединенная секция планирования персонала начала работу над операцией.
В тот день во время встречи со штабными офицерами бригадный генерал Томпсон объявил, что приготовления должны держаться в полной секретности и что Черчилль хотел научить Сталина, «оттеснив русских к востоку от линии Керзона, а затем заключив мир».
Агент X сообщил, что операция «Немыслимое» должна была состоять из неожиданного нападения двух групп армий - одной с севера Германии, другой из района Лейпцига - в сторону центральной Польши. Удар сухопутных войск должен был сопровождаться массированными налетами авиации на основные средства связи и важнейшие железнодорожные мосты на реках.
За ними должен был последовать удар к югу от оси Линц-Вена. Рассматривались возможности отправки спецназа в Черноморский регион, бомбардировки кавказских нефтеперерабатывающих заводов, морских и воздушных операций против Ленинграда.
Объявление послевоенных проблем
Отчет об операции «Немыслимое» был передан Сталину и Молотову командующим советской военной разведки генерал-лейтенантом И.И. Ильичовым. Реакция советского руководства неизвестна, но 29 мая Сталин и его начальник штаба генерал А.И. Антонов подписали 10 июня приказ о реорганизации 1-го Белорусского фронта и создании советской оккупационной группы в Германии под командованием маршала Г.К. Жукова.
9 июля 1945 года Государственный комитет обороны СССР издал постановление о вооружении и механизации Красной Армии, в котором приоритет отдавался усилению войск в западном направлении. Такие меры предосторожности были совершенно понятны.
Из-за огромных потерь Красной Армии и советских людей при разгроме нацистской Германии операция «Немыслимое» оказалась неприятным эпизодом в истории Великой Коалиции.
Хотя он не уничтожил положительных страниц его истории, он бросил тень на Великую коалицию, которая недавно победила Гитлера в титанической борьбе. Это также предвосхитило послевоенные проблемы и образ мышления, которые будут доминировать в Большой коалиции, как это выражено в призыве Черчилля к холодной войне со своим бывшим соратником Иосифом Сталиным.
Понравилась статья? Ставь лайк, подпишись на канал и поделись с другими!