Прошедший Гран При Бахрейна можно без каких-либо преувеличений назвать страшным. Мы стали свидетелями по-настоящему холодящей душу аварии, а тот факт, что по итогу все остались живы и даже практически невредимы, ничуть не умаляет ту дозу реальной опасности Формулы 1, с которой мы столкнулись. Мы всегда находимся всего-то в одном неудачном стечении обстоятельств от трагедии. И несмотря на всю продвинутость и технологичность Большого цирка и бесконечную, неустанную работу конструкторов болидов — одного яркого пламени в ночи Бахрейна было достаточно для того, чтоб заставить нас натурально переживать за жизнь и здоровье одного из пилотов.
Современные болиды Формулы 1 — произведения инженерного искусства во всех его проявлениях. Самые быстрые машины во всем автоспорте используют каждый миллиметр доступного пространства для минимизации одного-единственного параметра — времени прохождения круга. Все остальные вещи не просто отходят на второй план – конструкторы команд были бы рады вообще не обращать на подобные мелочи внимания. К несчастью для них, в болидах присутствует один очень сильно ограничивающий полёт мысли элемент. И это пилот. Пилота невозможно сделать из сверхпрочного углепластика, он с трудом переживает огромные перегрузки, а самое главное — жизни людей в бесконечное количество раз ценнее любого выигранного времени.
О пилотах приходится думать, и первостепенной задачей в этом направлении для Большого цирка, начиная годов этак с 70-х, стала безопасность. Постепенно, из металлических гробов, которые рисковали загореться при любой подвернувшейся возможности, машины Формулы 1 становились все безопаснее и безопаснее. Уходили в прошлое алюминиевые бензобаки, колеса стали привязываться к шасси сверхпрочными тросами, а пилоты сидели все глубже и глубже в кокпите, и сам кокпит выдерживал всё большие и большие нагрузки. Путь этот, безусловно, был тернист. Но за последние двадцать лет мы привыкли думать, что болиды Формулы 1 образца 21 века практически безопасны. Да, трагическая гибель Жюля Бьянки в 2014 году заставила нас переосмыслить возможные опасности на трассе, и теперь любое происшествие, связанное с выездом на трассу специальной техники, сопровождается пейс-каром. Но в основном, несмотря на страшные аварии Кубицы, Алонсо, Уэббера, мы, что называется, расслабились.
Именно поэтому, когда несколько лет назад вводили систему хало — несколько килограмм титанового сплава, нависающие над пилотом — многие отнеслись к инициативе скептически. Это убивает дух гонок с открытым кокпитом. Это лишняя мера безопасности, решающая вопрос, который мы уже решили двадцать лет назад. Это будет дополнительным препятствием на пути пилота, если тому потребуется срочно вылезти из машины. Это, в конце концов, выглядит просто убого — что за нелепая конструкция посреди болида королевы автоспорта? Но безопасность никогда не бывает лишней, в чем мы и убедились буквально на прошедших выходных.
Авария Грожана на Гран При Бахрейна это, безусловно, стечение множества совершенно невероятных обстоятельств. Он вылетел на прямой, под идеальным прямым углом к отбойнику, в том месте, где абсолютно никто не ожидал летящую с трассы машину. Именно поэтому там находилась не бетонная стена, а металлические рельсы, которые, парадоксально, в этой ситуации оказались хуже. Ровно между двумя рельсами пришелся удар Хааса француза. Нос болида пробил забор, проскользнул дальше, а заднюю часть просто оторвало под воздействием невероятных перегрузок. Всю оставшуюся машину объяло пламенем и мы увидели, пожалуй, самую жуткую аварию за последние пять лет.
Сердце замерло в тот момент у всех, а отпустило только тогда, когда мы увидели Грожана, сидящего в машине с докторами, в сознании и, вроде бы, целиком. Потом наступил момент восхищения, когда мы увидели на повторе как Роман, аки феникс, выбрался из огня и перемахнул через забор. Подготовка и выучка пилотов поражает, ведь это надо было после удара на скорости более 200 км/ч не потерять сознание, нащупать ремни безопасности, расстегнуть их и выбраться из кокпита. Все это, повторюсь, натурально в геенне огненной. Браво Роман, браво всем тем волонтерам, пожарным и докторам, которые помогли Роману справится, и браво ФИА за проталкивание непопулярных новинок в области безопасности. Ведь если бы не хало, мы сейчас с вами обсуждали эту историю совершенно в другом, куда более мрачном тоне. Всего-то несколько лет и несколько килограммов титанового сплава отделяло Грожана от гибели на этом Гран При. В следующий раз, когда будете смотреть Большой цирк, стоит напомнить себе: пилоты выходят на трассу, готовые к тому, что они могут не вернуться. Ради славы и ради нашего с вами развлечения.
Что же привело к такому непростому испытанию для всех тех мер безопасности, которые Формула 1 внедряла годами? Да сущий пустяк — контакт Грожана с Квятом, ответственность за который, по большому счету, была целиком за Романом. После выхода из второго поворота группа машин впереди него замедлилась, и он рванул вбок, надеясь опередить всех. К сожалению, справа ехал ничего не ожидающий Квят, чьё левое переднее колесо и направило Грожана в направлении злополучного отбойника. Манёвр француза, очень напоминающий такой же в исполнении Феттеля в Сингапуре’17, был довольно глупым, но предельно понятным — когда пилоты видят возможность обогнать, они не мешкают.
Спустя много минут и вздохов облегчения, когда гонка наконец рестартовала, мы успели даже немного заскучать за полтора часа довольно посредственного Гран При Бахрейна. Льюис и Ферстаппен выступали в своём классе, никто не мог подобраться даже близко, Боттас, проигравший первый старт, на втором умудрился заработать где-то прокол и из соревнования, по сути, выбыл. Два главных события этой гонки, не связанных с Грожаном, произошли аккурат на двух противоположных концах времени заезда. На первом круге после рестарта Квят попал в ещё одну аварию, на этот раз заработав фраг на Стролле, что примечательно, все тем же самым передним левым колесом. Да, Даниил полез в поворот слишком рьяно, но Лэнс как будто бы вообще проигнорировал наличие другого болида на внутренней траектории. За что Квяту дали +10 секунд штрафа мне решительно непонятно. Ещё непонятнее это решение становится, если сравнить его с контактом Леклер-Стролл на Гран При России, где Шарль просто выбил бедного Стролла с трассы, и не получил за это ни секунды штрафа.
Смотрите сами:
Второе событие произошло под конец гонки, и это был бесславный конец идеального Гран При в исполнении Переса. Его машина тоже оказалась объята пламенем, но на сей раз куда менее опасным. Его силовая установка решила, что Пересу не суждено заработать два подиума подряд и ярко, пламенно испустила дух, вызвав сход мексиканца и завершение этого Гран При за пейс-каром. Примечательно как долго Перес и Рейсинг Поинт пытались побороть откровенно пылающий движок, пробуя различные опции, как будто в машине есть хорошо спрятанный режим «потушить пламя и починить всё, что сгорело». Очень печальный уикенд для Рейсинг Поинта в целом и для Переса в частности.
В остальном — довольно обыденное Гран При, посмотреть в котором стоило бы разве что на прорыв МакЛаренов. Уже в который раз обе оранжевые машины квалифицируются кое-как, у Сайнса даже сломались тормоза на его быстром круге, но в гонке упорно наверстывают упущенное. Их финиш на четвёртом и пятом местах упрочил положение британской команды в Кубке конструкторов, где борьба за третье место сейчас в самом разгаре.
В это самое время Феррари, похоже, выбывает из какой-либо борьбы за высокие места в общем зачете. Их прогресс, высшей точкой которого стал Гран При Турции, где обе машины претендовали на подиум, в Бахрейне был совершенно нивелирован. Никакой борьбы навязать не смог даже Леклер, а Феттель гонку тупо провалил, откатившись назад, в своё привычное состояние «до финиша доехал и уже хорошо». Леклера, впрочем, особенно хвалить за этот Гран При тоже не хочется — его манёвр на втором рестарте мог стоить Скудерии обоих машин и самому Шарлю очередного поста в Инстаграме, где он бы рассказывал, сколько всего он понял и осознал на этом Гран При, и как ему бесконечно жаль.
Из-за схода Переса на подиум второй раз за сезон поднялся Албон, что, с одной стороны, достойный результат, а с другой — пропасть между Максом и Алексом все такая же огромная. Впрочем, у Ред Булла есть множество причин для беспокойства, кроме Албона. В 2022 году они останутся без Хонды, например. Из невероятных слухов — что-то там интересное происходит с переговорами Хэмилтона и Мерседеса. Его до сих пор не объявили, даже если всем практически очевидно, что Льюис будет выступать в 2021 именно за Мерседес. Может быть, он не хочет оставаться на сезон 2022 и далее? И вот тогда Ред Булл рискуют остаться без своего главного оружия — Ферстаппена. Макс сбежит к Мерсам при первой же возможности, и никакие контракты его не остановят. Поэтому, возможно, они решили оставить Алекса на второй сезон в составе, несмотря на то, что его выступления оставляют желать лучшего. Может быть ну их, эти перестановки в составе на следующий сезон? Кто знает — возможно, Албон поедет в следующем году и все критики будут посрамлены.
Гран При Бахрейна в этом году, безусловно, запомнится. Не из-за его гоночной составляющей, но запомнится он ярче, чем, пожалуй, любой другой Гран При этого сезона. Важно, чтобы он остался в памяти не как гонка со страшной аварией, а как напоминание о безусловной смертельной опасности Большого цирка, и как образец того, как ФИА, медперсонал, волонтеры, пожарные и спасатели делают свою работу максимально эффективно. Они делают эту работу настолько хорошо, что мы иногда забываем, насколько она важна и сложна. Спасибо им за то, что они делают наш любимый автоспорт намного безопаснее.
Оценки всем пилотам и командам, расставлены по порядку кубка конструкторов прошлого сезона:
Уильямс — 3/5
По меркам Уильямса это было даже не слишком плохо.
Джордж Рассел — 4/5
Рассел сражался как лев с одной из Феррари, но, увы, только за 12 место.
Николас Латифи — 3/5
Латифи выглядел очень даже неплохо на этом Гран При, пусть и похуже напарника.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Хаас — 2/5
Хорошо, что Хаас строят прочные болиды. Жаль, что медленные.
Кевин Магнуссен — 3/5
Магнуссен даже неплохо стартовал и был где-то неподалеку от очковой зоны, но, увы, техника не позволила там задержаться.
Роман Грожан — N/A
Высший балл Грожану за умение быстро вылезти из машины в экстремальных условиях и мои искренние пожелания скорейшего выздоровления.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альфа Ромео — 2/5
Довольно слабый уикенд от обоих Альф.
Кими Райкконен — 3/5
Средне.
Антонио Джовинацци — 3/5
Аналогично.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Рейсинг Поинт — 1/5
Очень обидно за Переса, чуть менее обидно за Стролла.
Лэнс Стролл — N/A
Сложно оценить гонку, которая закончилась на первом «боевом» круге.
Серхио Перес — N/A
Идеальный Гран При и бесконечно обидно за сход.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альфа Таури — 3/5
Вполне себе стандартный Гран При.
Пьер Гасли — 4/5
Хорошая гонка, хорошая работа с резиной, отличный результат.
Даниил Квят — 3/5
На счету у Квята в этой гонке ноль очков и две серьезные аварии.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Рено — 2/5
Опять у Рено какие-то огромные проблемы в воскресенье.
Даниэль Риккардо — 3/5
Иногда Риккардо был быстрее Окона.
Эстебан Окон — 3/5
А иногда Окон — Риккардо.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
МакЛарен — 4/5
В очередной раз хорошая гонка после плохой квалификации.
Ландо Норрис — 4/5
Весьма достойное четвертое место.
Карлос Сайнс — 4/5
Отличный прорыв с 15 места на старте.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Ред Булл — 5/5
В сухом остатке — лучшая гонка из возможных, две машины на подиуме.
Макс Ферстаппен — 5/5
Макс был единственным пилотом, который составил компанию Льюису на этом Гран При.
Александр Албон — 4/5
В целом вот так Албон и должен проводить все гонки в этом году — недалеко от первой тройки и максимизировать свой результат.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Феррари — 2/5
Очень слабо, особенно на фоне Турции.
Шарль Леклер — 4/5
Шарль даже заработал для Скудерии одно очко.
Себастьян Феттель — 2/5
У Феттеля в этой гонке все было очень печально.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Мерседес — 5/5
Очередная легкая победа для «черных стрел»; жаль что Боттасу не повезло с проколом.
Льюис Хэмилтон — 5/5
Поздравляем Льюиса с 95-й победой.
Валттери Боттас — 3/5
Увы, Боттас не смог сильно отыграться после прокола, и закончил гонку только восьмым.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Положение в личном зачете после Гран При Бахрейна:
Положение в командном зачете после Гран При Бахрейна:
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме — следующее Гран При будет особенным даже по меркам этого года.